Главная » Файлы » занятия по журналистике

Уроки журналистики для учащихся, обучающихся на дому или для тех, кто отсутствует на школьных занятиях по состоянию здоровья.
[ Скачать с сервера (140.5 Kb) ] 30.11.2014, 19:15
Занятие 15 (5/12) Фельетон 1 задание. Прочитай. Фельето́н (фр. feuilleton, от feuille — «лист», «листок») — сатирический жанр художественно-публицистической литературы, высмеивающий порочные явления в общественной жизни. В настоящее время фельетоны на разные темы характерны для периодической печати. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E5%EB%FC%E5%F2%EE%ED Фельетон, пожалуй, самый интересный из газетных жанров. Во-первых, весьма привлекательна его стилистика, особенно на фоне заметной в последнее время тенденции к «информатизации» газетных публикаций. Споры о функциях журналистики исподволь приводят к выводу о «ненужности» эмоций. Понятно, что в сугубо информационных заметках – и это обусловлено традициями самого жанра! – читатель вряд ли найдет завлекательный заголовок или яркую метафору. Тем интереснее, оказывается, прочитать качественно написанный фельетон со всеми его признаками художественного жанра, поразиться необычному взгляду автора на привычные, банальные события; поломать голову над необычным заголовком; задуматься над актуальностью поднятой темы… Во-вторых, публицистичность фельетона, в силу его жанровой обособленности, представляется еще более яркой, нежели в любом другом журналистском жанре. В-третьих, к сожалению, видимо, из-за того, что создать настоящий фельетон гораздо труднее, чем поставить над материалом соответствующую рубрику, качественные образцы этого газетного жанра встречаются сегодня все реже и реже. Даже на страницах центральных изданий. Что уж говорить о местной прессе! В работе над фельетоном сложности ждут потенциального фельетониста на первом же шагу – при отборе и выборе фактического материала. Традиции жанра не всегда означают, что опубликованный под рубрикой «фельетон» материал должен что-то высмеивать и между делом веселить читателя. Фельетон вполне может быть написан на тему грустную или даже трагическую, где сатира совершенно неуместна. Истинный фельетон, напротив, раскрывает читателю глаза на те события и факты, к которым тот давно привык и уже не замечает, считая их чем-то самим собой разумеющимся. Таким образом, в поисках так называемых «фельетонных» фактов автор заранее ограничивает себя жесткими рамками примитивности и отказывается от многообразия самой действительности, что не может не отразиться на качестве его работы. В основе фельетона лежит конфликт. Основное отличие конфликта в фельетоне – это его публицистическая насыщенность. Такая направленность всегда придает конфликту характер внутреннего противоречия, несоответствия того или иного факта, явления, с идеалом. Фельетон, как представитель малого (по объему, разумеется!) жанра, требует филигранной отточенности стиля и четкости сюжетно-композиционного построения. Мало просто запечатлеть конфликт: нужно как бы отразить событие или героя в системе зеркал, которые отразят его читателю в совершенно неожиданном и непривычном виде. Фельетонист должен умело выстроить сюжет и композицию повествования, чтобы яркие подробности или смешные ситуации существовали не сами по себе, а выявляли суть конфликта и черты характера. При всей своей свободе и кажущейся порой причудливости, композиция фельетона должна подчиняться законам ясного выражения публицистической темы. И, безусловно, фельетон является одним из самых благодатных жанров для использования всех известных выразительных средств языка. Огромную роль в фельетоне играет и заголовок, который зачастую имеет характер развернутой или более краткой загадки. Заголовок привлекает читателя своей нестандартностью и заставляет сначала заинтересоваться, а потом и задуматься. Вот только несколько примеров из творчества мастеров начала века: «Если бы я был фельдшером», «К вопросу о тупоумии» (М. Кольцов), «Веселящаяся единица», «На купоросном фронте», «Как создавался Робинзон» (И. Ильф, Е. Петров), «Критика за наличный расчет» (В. Катаев). Язык фельетона не может не иметь своих особенностей, вытекающих из характера его конфликта. И здесь мы снова приходим к выводу о глубоко пристрастной публицистической оценке. К примеру, газетные штампы и стереотипы, использование которых вполне оправданно в информационных и аналитических материалах, в обычном виде фельетону просто противопоказаны. Зато фельетонисты широко используют казенно-деловой стиль для пародирования, что придает их творениям новые краски и ярко публицистическую направленность. Еще в двадцатые годы началась борьба за особую, публицистическую художественность фельетона. Вообще фельетон может строиться по трем основным принципам. Первый принцип – от факта к проблеме. Здесь автор самостоятельно, либо при помощи читателей (они частенько являются «поставщиками» интересных и злободневных тем), находит факт или явление, который вполне можно назвать социальной проблемой. Второй принцип – от проблемы к факту. Существуют так называемые «вечные» конфликты, о которых писали и будут писать еще много лет. Осмысливая их, находя им подтверждение в жизни, автор предоставляет их в документальном виде. Третий принцип создания фельетона – от проблемы к типизации. Этот способ обобщения фактов наиболее близок художественной литературе. Безусловно, этим перечнем не исчерпывается все многообразие форм построения фельетона, и «чистая» схема встречается реже, чем их синтез. Специфика фельетонного сюжета – в том, что он движется в равной степени, как от факта, так и от развития публицистического образа. Исследование теории советского фельетона, показало, что в те же двадцатые годы было выдвинуто два типа фельетонных стилей – «от беллетристики» и «от публицистики». Михаил Кольцов, например, четко различал эти типы: «В вопросе о самой обработке материала существуют два метода. При одном методе «раскрашивания» материала фельетонист, найдя какой-нибудь факт, прибавляет к нему более или менее художественно вымышленные детали и дает нечто вроде полрассказа, опирающегося только в основном на фактическую базу. Другой метод, по которому главным образом работаю я, - это не прибавлять искусственных красок к тем фактам, которые есть, не смешивать, не разбавлять факты каким-либо вымыслом, - хотя бы и художественным, - а публицистически факты оттенить, дать их так, чтобы они резали глаз. Я даю фактический материал большей частью в сопоставлении с другими фактами и этим стараюсь добиться публицистического обобщения…» Исходным началом в фельетоне выступает факт. Именно здесь особенно наглядно можно заметить различие фельетона и его «прародителей» - чистой публицистики и рассказа. От любого другого газетного или журнального жанра фельетон отличается тем, что фактический материал в нем является «глиной» для лепки образа, который наиболее очевидно и выпукло показывает внутреннее содержание фактов и их психологию. Юмористический же рассказ, в отличие от фельетона, не претендует на достоверность, актуальность и адресность, хотя он тоже может быть написан хорошим стилем, с использованием изобразительно-выразительных средств языка и иметь почти все внешние признаки фельетона. Художественное и публицистическое начала настолько тесно переплетены в фельетоне, что это делает его одним из наиболее действенных и эффективных жанров. Михаил Кольцов сравнивал фельетон с камнем, который дает «широкие, далеко расходящиеся круги по воде». О. Цыганов проводит аналогии с кобальтовой пушкой, «которая призвана разрушать раковую опухоль. Но кобальтовая пушка, разрушая злокачественную опухоль, может задеть и здоровую ткань». Поэтому представляется весьма странным столь редкое появление фельетонов на газетных страницах, особенно если вести речь о так называемом «черном PR». Ведь конфликт, рассматриваемый теми же аналитическими «кирпичами», имеет все признаки публицистического! Для фельетона непосредственное изображение картин жизни на основе конфликта – чтобы читатель сам сделал выводы – нетипично. «Типические конфликты здесь делаются сами «элементом содержания» произведения. Они представлены нам … с определенной и строго отграниченной точки зрения, точки зрения художника-публициста. Писатель как бы уже проделал какую-то часть работы за читателя. Он не только выбрал из жизни факты, он соотнес их смысловое наполнение под углом зрения своего замысла и сделал выводы, то есть предъявил жизненные материалы читателя, подчинив их своей «внутренней» задаче», - обобщает Е. Журбина. И от фельетониста зависит, какие именно факты он сочтет важными и актуальными для работы. Таким образом, уже сама тема фельетона и фактические материалы, на которых он основывается, несет на себе отпечаток личности автора. Ведь фельетонист всегда должен находиться в «гуще» жизни и наблюдать ее во всех проявлениях. Именно от его позиции зависит, что выбрать в качестве пригодного сюжета для фельетона и как подать заинтересовавшие его факты и явления. Центр тяжести в фельетоне перемещен с непосредственного описания событий на их осмысление и анализ. Отличие фельетона от рассказа еще и в том, что рамки сюжета многого не вмещают, поэтому фельетонисту приходится многое оставлять «за кадром» - разумеется, если все это не является предметом специального рассмотрения с позиции публицистики. Если в художественных жанрах типа рассказа, новеллы, романа автор старается отобразить жизнь героев во всей полноте, то фельетонисту из-за ограниченности рамок сюжета приходится выбирать самые характерные стороны их жизни именно с точки зрения публицистического исследования. То есть внешность, характер героя, суть его поступков дается не развернуто, а подчас «одним мазком». Но этот штрих должен быть выбран и сделан очень обдуманно, чтобы буквально в нескольких словах, одной фразе нести необходимую публицистическую и художественную нагрузку, не быть надуманным ради красного словца или «раскрашивания» сухих фактов. Безусловно, фельетонист имеет право на гиперболу, гротеск, преувеличение. Но только в том случае, когда эти приемы выражают жизненную правду! Если автор выдумывает какую-либо деталь относительно, скажем, внешности (вот захотелось ему сделать лысого главного героя рыжим, потому что он решил повеселить читателя использованием соответствующей поговорки), то он рискует вместо фельетона создать на реального человека плохую карикатуру и потерять доверие читателя. Смешная подробность, комическая ситуация в фельетоне существуют не сами по себе, а для того, чтобы выявить черты характера, раскрыть контраст между сущностью и видимостью, словами и реальностью, существующим и идеалом, причиной и следствием. Истинный фельетонист должен обладать взглядом ребенка. Для него не существует банальности, косности, инерции. Он должен искренне удивляться сам и тормошить читателя – «а почему именно так?». Ему нужно иметь свежий взгляд на окружающее и открывать публике глаза на всяческие несообразности и жизненные аномалии. И эта цель достигается с помощью сплава публицистичности и художественности - читатель восклицает: «И в самом деле, до чего все это глупо!» не потому, что такая фраза открытым текстом присутствует в фельетоне. И не потому, что какими-то косвенными доводами автор за руку, как первоклашку, подводит читателя к подобному выводу. Ценность художественной публицистичности настоящего фельетона - в том, что перед нами наглядно, во всей своей вопиющей нелепости, встает какой-то яркий образ, воздействующий не только на разум, но и на чувства. Специфичность художественности фельетона и состоит в том, что она берет свое начало в насыщенности образов публицистическими эмоциями. http://journalist-new.sitecity.ru/ltext_2912142754.phtml?p_ident=ltext_2912142754.p_2912182821 2 задание. Изучи материал по ссылкам http://kgu-journalist.ucoz.ru/publ/zhanry_zhurnalistiki/khudozhestvenno_publicisticheskij_zhanr_feleton/6-1-0-79 http://www.roman.by/r-74584.html http://multiredaktor.narod.ru/feleton.html 3 задание. Прочитай один из фельетонов Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Напиши короткий отзыв. http://lib.ru/ILFPETROV/ilf_fel.txt (отзыв выслать по адресу nii.irina@mail.ru) Занятие 16 (12/12) Обозрение. Комментарий. 1 задание. Прочитай. Этот жанр изобретен не журналистами, обозрение использовалось задолго до возникновения периодической прессы. Присущие этому методу формы и способы отображения действительности можно, например, найти в текстах Плутарха (I–II вв.), позже – в дидактических обозрениях китайца Ван-Ан-Хи (XI в.), а также – в «Опытах» Монтеня (XVI в.) и в «Главах» из книги «Обозрения Парижа» Луиса Себастьяна Мерсье (XVIII в.). Именно последнего считают основоположником журналистского обозрения, поскольку первые несколько «Глав» из своего двенадцатитомного издания он первоначально опубликовал в газете. Можно сказать, что современное обозрение не относится к ежедневно и интенсивно используемым журналистским жанрам. Однако оно важно для аналитической журналистики, как и другие жанры. Обозрения публикуются во многих газетах и журналах. Определяющий признак жанра обозрения – единство наглядного освещения общественных событий и мысли обозревателя, глубоко проникающей в суть процесса, ситуации. В чем отличие этого жанра от других жанров журналистики, в чем его своеобразие? Это становится ясным в ходе определения функции и предмета обозрения. Обозревать – значит наблюдать и обдумывать замеченное (но отнюдь не любоваться им). В обозрении ярко проявляется позиция журналиста. Обозреватель должен: • возбуждать интерес аудитории, рассказывать ей о событиях, процессах, происходящих в общественной жизни; • отстаивать передовые точки зрения и способствовать совершенствованию «личной стратегии» граждан; • обнаруживать в явлениях их сущность, показывать противоречия действительности; • через выяснение сущностных связей, определение линии развития явлений, прогноз осмысливать ход общественного развития; • способствовать практическому решению проблем общества. Определение этих функций жанра помогает обрисовать в общих чертах предмет обозрения. Его составляют общие вопросы политики, экономики, характерные социальные явления и тенденции их развития, вопросы образа жизни и межчеловеческих отношений и многое другое. Предметом обозрения могут быть идеи, почерпнутые из философии, истории, литературы. Для предмета обозрения характерна пространственно-временная или тематическая связь обозреваемых явлений. Не случайно обозрения имеют строгую периодичность выхода в свет (ежедневные, еженедельные, ежемесячные). Они как бы подводят итог определенного периода жизни, деятельности в той или иной сфере общественного бытия. Именно указанная особенность связей предмета обозрения позволяет главным образом отличить обозрение от статьи (для предмета последней характерной чертой является причинно-следственная связь отображаемых феноменов). Основной метод обозрения заключается в том, чтобы с помощью глубокого рассмотрения определенной совокупности фактов, объединенных временем, пространством, познакомить аудиторию с происходящими в обществе процессами, сложившимися ситуациями, возникшими проблемами. Обозревая явление во внешних и сущностных его характеристиках, автор приводит аудиторию к необходимой идее. Выразительные детали служат опорными точками аргументации или самими аргументами, предвосхищают саму идею (тезис, умозаключение). В отличие от статьи, где активно используются именно логические доводы, в обозрении применяются прежде всего выразительные примеры, детали, которые придают тексту наглядность, конкретный характер. Это происходит прежде всего потому, что обозреватель хочет остановить свое внимание на общезначимых проблемах. Для привлечения внимания аудитории он оперирует вполне конкретными фактами, использует воздействие наглядности, останавливается на подробностях, чтобы затем быстро отойти от них, устремившись к обобщению. Поэтому обозреватель должен обладать как талантом микрокопирования жизни, так и талантом широкого ее видения, как бы разглядывая мир через линзы как уменьшающие, так и увеличивающие его объекты. Зрение обозревателя обостряется по мере становления его социальной позиции. Говорить о том, у какого обозревателя верная позиция, у какого неверная, не имеет смысла. Каждый из них служит определенным социальным группам, партиям и пр. Важно говорить лишь о том, чтобы позиция журналиста была ясна для аудитории. Позиция – это «лицо» автора. Свое лицо есть у обозревателя «Подмосковных известий» В. Раскина. На протяжении многих лет он оценивает происходящее в нашей стране с одной и той же позиции – с точки зрения простого человека, живущего своим нелегким трудом (обычно, наемного работника), для которого понятия «честь», «совесть» наполнены вполне конкретным смыслом. Кому-то эта позиция может показаться не соответствующей времени, но она существует и безусловно заслуживает уважения. Чего ждет аудитория от обозревателя? Ведь то, о чем он будет рассказывать, уже в какой-то мере ей известно. Очевидно, ее будет интересовать то, что не всегда удается уяснить из оперативных сообщений. А именно – суть обозреваемых явлений. Чтобы попробовать разобраться в анализируемой ситуации, обозревателю важно ответить прежде всего на следующие вопросы: 1) Что породило данное явление (ситуацию)? Разумеется, обозреватель может рассказывать не об одном, а о нескольких событиях (что обычно и бывает), происшедших за месяц, неделю. Поэтому, если он будет описывать причины каждого из них, обозрение может получиться очень громоздким. Но в любом случае автор должен разобраться с причиной каждого из рассматриваемых явлений. Если он уверен, что относительно некоторых из них у аудитории ответ уже есть, то должен в рабочем порядке сформулировать его лично для себя. То есть в процессе осмысления происходящего он должен построить цепочку ответов о причине каждого из событий. Это, несомненно, поможет ему более четко увидеть причинно-следственные связи обозреваемых явлений. 2) Какова значимость обозреваемых событий? Как они влияют на разные стороны общественной жизни, на жизнь отдельных граждан или групп? Обычно ответы на вопросы именно этого плана и составляют львиную долю практически каждого обозрения (если, разумеется, оно является аналитическим выступлением, а не детализированной информационной подборкой). 3) Как будут развиваться обозреваемые явления или ситуация и что надлежит сделать в связи с этим? Эти вопросы наиболее трудные для обозревателя. Пытаясь ответить на них, дать прогнозы, обозреватели часто опираются не только на чье-то мнение, но и на знание тенденций, закономерностей, которые порождают события, управляют ими. В этом случае журналиста нередко выручает знание развития аналогичных событий, ситуаций в каких-то иных сферах или в прошлом. http://evartist.narod.ru/text2/05.htm#з_14 Тертычный А.А. Жанры переодической печати. ГЛАВА 3 Комментарий может быть, как и интервью, методом и жанром журналистики. Как метод комментарий применяется во всех формах публикаций: в заметке – в виде цитируемых выражений чужого мнения или различных примечаний. В корреспонденции, статье, очерке, обозрении, обзоре, рецензии – в формах авторской интерпретации предмета отображения, в виде заключительной мысли, вывода. Метод комментирования даже может быть положен в основу, например, газетной полосы, теле- и радиопередачи. Это проявляется в том, что различные публикации, расположенные на ней, взаимно «комментируют» одна другую. Для обозначения самостоятельного жанра журналистики слово «комментарий» стало применяться в нашем столетии. Публикации, подходящие под это определение, «комментировали» (объясняли, обсуждали, разъясняли) важные события. В настоящее время в комплексе основных журналистских форм комментарий занимает свое важное место. С его помощью автор выражает отношение к актуальным событиям, формулирует связанные с ними задачи и проблемы в форме сжатого анализа недостатков или достижений, а также выражает их оценку, прогноз развития и т.д. Комментарий разнит от информационных жанров именно наличие анализа. От статьи, обозрения, обзора и прочих аналитических жанров комментарий отличается тем, что в нем обычно анализируется какое-то явление, уже известное аудитории, и в этом анализе превалирует отношение к предмету отображения. Как жанр комментарий выкристаллизовался во второй половине XIX – начале XX в. из широко распространенного тогда краткого аналитического сообщения типа корреспонденции[3]. Этот процесс протекал параллельно с образованием разных жанров информации в ее сегодняшнем понимании. И комментарий, и информационные жанры были и остаются высокооперативными жанрами, отражающими ежедневные события и даже опережающие их. Современный комментарий преследует следующие цели: • направлять внимание аудитории на важные новые факты, выходящие на первый план общественной жизни, оценивать их; • ставить комментируемое событие в связь с другими, выявлять причины этого события; • формулировать прогноз развития комментируемого события; • обосновывать, как правило, с помощью примеров, необходимые способы поведения или решения задач. Следует подчеркнуть, что комментарий представляет собой не только реакцию на новые явления. В комментарии активно обрисовываются проблемы, обсуждаются относящиеся к ним актуальные факты. И как отмечалось выше, комментарии могут быть превентивными, предвосхищающими события, готовящими общество к их неизбежности. Функции жанра комментария неразрывно связаны с его предметом. Вопрос о предмете комментария не следует относить к академическим – он возникает из повседневной журналистской практики. Определение цели будущего выступления предполагает ясность в установлении его предмета. Комментарий рассказывает о взаимосвязях обнаруженного предмета. Вопросы, решаемые с его помощью, нацелены на познание сути явлений, на оперативное решение задач, на побуждение к действию. Бесконечное многообразие конкретных комментируемых проблем может быть в большой мере охвачено рядом типичных вопросов, сведенных в группы: об особенностях или новых качествах факта, его ценности; о причинах, условиях, предпосылках существования фактов; это связано с вопросами о прецедентах, параллелях; о целях, мотивах, планах действий участников комментируемого события (факта); о порядке развития комментируемого явления; о тенденциях, закономерностях развития общества, которые проявляются в комментируемом факте, о противоречиях внутри этого факта; о задачах, которые вытекают из комментируемого факта, о путях и методах их решения в конкретной ситуации; о достоверности комментируемых фактов. Аналогично известным вопросам, присущим информационному сообщению: что? Где? Когда? Как?, комментарию присущи вопросы: что (кто) действительно? При каких обстоятельствах? Почему? Кому выгодно? Какова ситуация? Что делать? Как лучше? Какие существуют различия, противоречия? Как проявляется направление развития? Какова его стратегия и тактика? Первым шагом при подготовке комментария, как и при подготовке любого иного материала, является выбор цели. Поэтому автор должен четко ответить себе на вопросы: • какое явление я хочу осветить? Что я должен рассказать читателю, какое знание дать ему? Какие чувства пробудить? • какие знания, представления о предмете будущего выступления у меня уже есть? • какие могут возникнуть возражения у моего оппонента? Как их учесть в публикации? Чем яснее замысел автора, тем точнее его решение о постановке определенных вопросов, на которые надо ответить. Чем яснее цель и постановка вопросов, тем целенаправленнее собирается информация, тем глубже продумывается взаимосвязь предмета, тем легче и увереннее в конце концов пишется материал. При всей эластичности формы комментарий обладает относительно прочной структурой. Комментарий представляет собой в этом плане (за исключением кратких форм комментария) структуру доказательного рассуждения по поводу какого-то одного основного вопроса. Это предопределено содержанием, функциями, предметом жанра. В ходе рассуждения комментируемое новое событие связывается с более широкими общими процессами, ситуациями и задачами, как правило, уже известными аудитории. Таким образом, осуществляется интерпретация новых явлений, их объяснение, оценка. Удачный комментарий имеет всегда хорошее логическое заключение. Комментируемые и комментирующие факты, их детали, подробности служат аргументами в пользу выдвигаемого автором тезиса или посылками его умозаключения. Комментирование осуществляется с помощью следующих приемов: • разработка взаимосвязей между исходными и комментирующими фактами (например, обсуждение предыстории события); • детализация основных комментируемых событий (восстановление подробностей), признаков, которые важны для постановки вопросов (например, можно обсудить заседание Городской Думы, подчеркивая и взаимосвязывая разные высказывания, умозаключения депутатов); • сравнение фактов, разработка аналогий, например, с прецедентами; • проведение параллелей, которые могут быть привлечены в качестве демонстрационных моделей обнаруженных связей актуального события (предмета) комментария; • противопоставление, конфронтация различных или противоположных способов осуществления обсуждаемых действий; • интерпретация текста (разъяснение документов, «перевод» доводов оппонентов на ясный язык). Эти и другие аналитические способы применяются по отдельности или комбинированно. Их выбор проистекает из конкретной цели доказательного рассуждения и постановки необходимых вопросов. Независимо от того, какой способ используется, комментарии содержат ряд типичных структурных элементов (основных частей комментария): • сообщение о комментируемом событии и формулировка задачи комментария; • формулирование возникших в связи с этим событием вопросов; • изложение комментирующих фактов и мыслей, деталей; • формулировка тезисов, отражающих отношение автора к отображаемому событию, изложение их или в начале текста, или непосредственно вслед за постановкой вопросов, выявляющих суть комментируемого явления. Построение комментария вытекает из сущности жанра, и все его структурные элементы обусловливают один другой. Поэтому все они должны присутствовать в комментарии. Иначе он может оказаться неудачным. Так, если в тексте отсутствует исходный (комментируемый) факт, если он неизвестен аудитории, то постановка вопросов повисает в воздухе и речь в лучшем случае может идти лишь о проявлении обшей точки зрения по поводу неких, неизвестных аудитории событий. Это же происходит и тогда, когда комментатор начинает с факта, приведенного для привлечения внимания аудитории, но не являющегося фактом, подлежащим комментированию. http://evartist.narod.ru/text2/05.htm#з_06 Тертычный А.А. Жанры переодической печати. ГЛАВА 3 2 задание. Изучи материал по ссылкам http://www.vevivi.ru/best/Kommentarii-v-sovremennoi-presse-ref198620.html http://www.mylect.ru/journalist/477-janripecheti.html?start=20 http://kgu-journalist.ucoz.ru/publ/zhanry_zhurnalistiki/kommentarij_kak_analiticheskij_zhanr_kak_pisat_kommentarij/6-1-0-93 3 задание. Подумай. Напиши ответы на вопросы (ответы по адресу nii.irina@mail.ru) - Что является основным методом обозрения? - Кого признано считать основоположником обозрения как жанра? - В каком веке комментарий выкристаллизовался как жанр? - Что является первым шагом при подготовке комментария? Занятие 17 (19/12) Рецензия. Корреспонденция. 1 задание. Прочитай. Рецензия . Рецензия — жанр журналистики, а также научной и художественной критики. Рецензия дает право на оценку работы, сделанную человеком, нуждающемуся в правке и корректировке его работы. Рецензия информирует о новом произведении, содержит его краткий анализ и оценку. В переводе с латинского «recensio» означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чём-либо». Рецензия — это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего — критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т. п. Исследователь А. Тертычный в книге «Жанры периодической печати» считает рецензию публицистическим жанром журналистики. Особой разновидностью рецензии является научная рецензия, или рецензия на научную работу. Предметом рецензии выступают информационные явления — книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи, игры. http://rfwiki.org/Рецензия Слово "рецензия" латинского происхождения ("recensio") и в переводе означает "просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-либо". Можно сказать, что рецензия – это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего – критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т.п. В какой бы форме ни был дан такой отзыв, суть его – выразить отношение рецензента к исследуемому произведению. Отличие рецензии от других газетных жанров состоит прежде всего в том, что предметом рецензии выступают не непосредственные факты действительности, на которых основаны очерки, корреспонденции, зарисовки, репортажи и т.п., а информационные явления – книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи. Рецензию традиционно относят к аналитическим жанрам. Основанием для этого является, прежде всего, цель, которую ставит перед собой автор.Объектом рецензии является художественное явление, создаваемое одним из видов искусства: литературой, музыкой, живописью, театром, кино. Предметом рецензии, например, на литературное произведение является как отдельное произведение, так и сборник произведений или дилогия, трилогия, тетралогия. Рецензия сочетает в себе признаки информационных и аналитических жанров и имеет чёткую коммуникативную установку: привлечь внимание читателя к рецензируемому произведению. Рецензия рассматривает конкретное произведение, сборник и тому подобное, только что вышедшие из печати. Она представляет новинки читателю. Это сближает рецензию с другими информационными жанрами, например, с аннотацией. Но задача рецензента, подчёркивают многие исследователи, не только представление, но, прежде всего, оценка целого явления, по возможности всесторонняя. Задача рецензента – рассмотреть отдельное произведение всесторонне, в совокупных частях и в целом. Никакой другой жанр критики не ставит перед собой подобной цели. . Рецензия – локальный жанр, она рассматривает обычно одно произведение, анализирует и оценивает его, не ставя более широких задач. . «Обязательными структурными элементами каждой рецензии, выражающими информационно-аналитическую суть жанра, являются: 1) сообщение о произведении искусства, его авторах, времени и месте создания; 2) анализ темы и идеи – содержания произведения искусства; 3) анализ средств выражения темы, идеи, системы образов, мастерства – художественной формы»; 4) определение места произведения в творчестве автора, в совокупности других произведений данной тематики. Корреспонденция В обширную группу ситуативно-аналитических жанров публицистики входят: комментарий, корреспонденция, статья. У них общее назначение: анализ ситуаций, возникающих и развивающихся в различных сферах жизни общества. Эти ситуации различаются не только своим характером (политическая, экономическая, военная или психологическая), но и своим масштабом, они могут быть связаны с обширным или ограниченным регионом, затрагивать жизнь крупных общественных групп или даже частную жизнь граждан. Каждая из них охватывает комплекс различных фактов, воздействующих друг на друга, изменяющих ситуацию и способствующих возникновению различных актуальных проблем – вопросов, требующих скорейшего разрешения. Ситуация и связанная с нею проблема составляют специфический предмет отображения в этих жанрах. Важнейшим выразительным средством, которым пользуются авторы, обращающиеся к этим жанрам, является понятие, осмысление фактов, лежащих в основе возникновения определенной ситуации и связанной с нею проблемы. А различаются жанры этой группы масштабом анализируемой ситуации и глубиной ее анализа. В комментарии, связанном с конкретным документом, выступлением политика, дается лишь первичный анализ возникшей ситуации. Это оперативный жанр, в распоряжении комментатора нередко – всего несколько часов. Он пишет прямо в очередной номер, обозначая своим сжатым текстом позицию газеты, ее отношение к предмету комментирования. Понятно, что успешно решить задачу, связанную с оперативным комментированием важного события, способен лишь эрудированный журналист, свободно владеющий необходимым для этого материалом. Поэтому подготовку комментария обычно поручают обозревателю – многоопытному работнику редакции – или корреспонденту одного из отделов редакции, специализирующемуся на теме, имеющей отношение к предмету комментирования. Комментарий обычно невелик по объему, деловит по стилю. В корреспонденции анализ углубляется, становится масштабнее. Его предметом становится локальная, ограниченная – временем или пространством – ситуация. Она может быть связана с любой областью нашей жизни. Поэтому корреспонденция стала одним из излюбленных жанров публицистики в газетах. Ее автор стремится дать читателю достаточно полное представление о возникшей ситуации – важнейших ее сторонах – и высказать свое мнение о дальнейшем ее развитии и возможных его результатах. Это определяет особенности структуры корреспонденции. Обычно она объединяет несколько фактов и их подробностей, связанных с рассматриваемой ситуацией и раскрывающих ее развитие. Если главным для автора становится сообщение о новой ситуации, он создает информационную корреспонденцию, схожую с крупной заметкой. Но если он не ограничивается сообщением о возникновении ситуации, а ставит перед собой задачу подвергнуть ее анализу и дать ей оценку, в газете появляется аналитическая корреспонденция.Роль автора в ней возрастает, он выражает свое мнение о ситуации, которую описывает и анализирует. Ему приходится не ограничиваться ответами на известные нам вопросы: что произошло, где произошло, когда произошло, характерные для процесса подготовки газетных текстов в жанрах оперативной новостной информации, но и ответить на обязательные для него вопросы: почему произошло и почему возникла ситуация, о которой он сообщает? В связи с этим возрастает значение и убедительность корреспонденции. Журналист стремится убедить читателя в своей правоте, аргументировать свое отношение к тому, что сообщает. Наилучшими аргументами для него являются факты, которые он приводит в своем тексте, логически соединяя их между собой. Наибольшей глубины анализа журналист может достигнуть в статье. Предметом его анализа становится крупномасштабная ситуация, возникшая в политике, экономике или любой другой области жизни общества. Обычно такая ситуация связана с возникновением и постановкой актуальной проблемы, затрагивающей интересы многих людей. Заметим, однако, что и в статье, подготовка которой всегда ограничена небольшим временем, находящимся в распоряжении автора, публицистический анализ может вскрыть лишь некоторые причины и связи, приведшие к возникновению исследуемой ситуации и связанной с нею проблемы. Работать как ученый, исследующий явление или ситуацию в течение месяцев, а то и лет, публицист не в состоянии, он вынужден закончить подготовку статьи в соответствии с планом ее публикации в определенном номере газеты. В зависимости от назначения статьи используют различные ее виды. Стремясь привлечь внимание читателей к актуальной проблеме, автор пишет проблемную статью. Пытаясь оспорить чье-либо мнение и доказать свою правоту, он создает полемическую статью. Размышляя над значением научного открытия, ученый пишет для газеты теоретическую, научную статью. Если требуется показать недостатки работы какого-либо коллектива или конкретного человека, газета публикует критическую статью. В советской печати почти все номера любой газеты обязательно открывались передовой статьей – она служила инструментом партийного руководства и влияния на массы. Сейчас передовица редко выходит на газетную полосу, номер может открываться текстом, написанным почти в любом жанре публицистики. Но если требуется, номер открывается первой статьей газеты. Однако независимо от времени, находящегося в распоряжении журналиста, статья должна представлять собой результат достаточно серьезного осмысления исследуемой ситуации. Автор статьи – мыслитель. В основу своего текста он кладет определенную мысль, главную идею, которую проводит через всю статью. Рассматривая результаты своего анализа, предлагает концепцию – пути и методы оптимального разрешения связанной с определенной ситуацией проблемы. И стремится убедить читателя в обоснованности своей идеи, в своей правоте. Поэтому в статье особую роль играет система аргументации, которую использует автор. Убедить читателя он может, лишь приводя аргументы, доказательства своей правоты. Лучшими аргументами являются факты – примеры, цифры, документы и т.п. Аргументами могут служить мнения авторитетных людей,аналогии с возникновением подобных ситуаций в прошлом, результаты научных исследований и пр. Значение подбора неопровержимых аргументов еще более повышается в полемической статье, автору которой приходится опровергать доводы его противника. Комментарий, корреспонденция, статья – это всегда авторские тексты. На их композиции, стилистике, процессе осмысления фактов и связанных с ними ситуаций, в приемах постановки проблемы всегда сказываются особенности личности автора, его способностей к анализу, умению ясно выражать и развивать свои мысли. (Гуревич С.М. ГАЗЕТА: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА) http://yj-info.ru/opisanie-zhanra-kommentariy-korrespondentciya-statya 2 задание. Изучи материал по ссылкам. http://kgu-journalist.ucoz.ru/publ/zhanry_zhurnalistiki/chto_takoe_recenzija_i_kak_ee_pisat_zhanry_zhurnalistiki/6-1-0-94 http://kgu-journalist.ucoz.ru/publ/zhanry_zhurnalistiki/kratkaja_kharakteristika_analiticheskikh_zhanrov_zhurnalistiki/6-1-0-77 3 задание. Создай презентацию о жанрах. Презентацию присылать по адресу nii.irina@mail.ru Занятие 18 (26/12) Культура речи 1 задание. Прочитай. Культура речи - это умение, во-первых, правильно говорить и писать и, во-вторых, употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения. Правильной признается речь, которая согласуется с нормами литературного языка - произносительными, грамматическими, лексическими. Речевая ответственность – правомерен ли такой параметр характеристики профессии, точнее, сферы профессиональной деятельности человека? Если говорить о журналистике, то следовало бы назвать параметры ответственности: гражданственность, социальная ответственности, культура речи. Речевая культура отдельного человека соотносится с нормами речевого поведения, принятыми в обществе, и с общей культурой общества. Правила поведения определяются понятием «этикет»: «совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)» – включает в перечень и правила речевого поведения, обязательные для всех. Общепринятость и «коммуникативная комфортность» соблюдения правил этикета – вот главное обозначение их сущности. Эти правила обеспечивают успешность общения, в их основе лежит тот самый «постулат отношения к собеседнику», о котором было сказано достаточно много. Доброжелательное отношение и интерес к собеседнику, стремление понять его определяют и формы установления контакта, и общую тональность разговора. Знание правил речевого этикета – необходимое условие профессионального общения. «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипов, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности». Это правила, предопределяющие употребление устойчивых речевых формул, соотносимых с конкретными, часто повторяющимися ситуациями общения: формулы приветствия и прощания, извинения или благодарности. Письменная речь фиксируется в письменных текстах. Устная – создается в момент говорения и «рассчитана на смысловое восприятие произносимой речи, создаваемой в момент говорения» (Т. Ладыженская). Вряд ли правомерно говорить о приоритетности одной из них: обе обладают определенными преимуществами, причем устная обладает правом «первородства», а письменная – более изучена и кодифицирована. В практике журналиста устная речь преобладает как форма межличностного профессионального общения, письменная речь – при создании текста, адресованного массовому читателю. Назовем наиболее специфические черты каждой из форм речи, по мере необходимости прибегая к сопоставлению. Устная речь Обязательное условие устной речи – непосредственный контакт участников общения. Основной канал устного общения – звуковой – обычно обогащается возможностями зрительного канала: говорящий и слушающий не только слышат, но и видят друг друга. Сообщение рассчитано на слуховое восприятие, вместе с тем невербально выраженная реакция слушателя позволяет говорящему корректировать речь, смягчать или усиливать ее воздействие. Слушающему же очень многое может сказать интонация говорящего. Так проявляется эффект обратной связи, являющийся неоспоримым достоинством устной речи. Умелое интонирование звучащей речи позволяет говорящему (с помощью паузирования, логического ударения, повышения или понижения голоса и т.п.) интонационно членить речевой поток, выделять главное или обозначать отступления от темы (что соответствует абзацам, знакам препинания и шрифтовым выделениям в письменном тексте). С другой стороны, можно назвать качества устной речи, которые обусловливают дополнительные сложности ее восприятия. Прежде всего, это такое свойство устной речи, как ее неповторимость, необратимость во времени. Говорящий должен говорить «набело», используя иногда не лучший вербальный вариант «сформулированной мысли». Минимальны и возможные исправления: они мешают целостности восприятия высказывания. Слушающий, не поняв или ошибочно поняв ту или иную высказанную мысль, не может услышать дословное повторение, нет у него времени и дополнительно подумать над услышанным: говорящий развивает свою мысль дальше – и нельзя «отставать». Слушатель вынужден ограничиться неполным, неадекватным пониманием. Звуковые сигналы имеют временное развитие, точность же соотнесения динамики речи говорящего с возможностями слушателя (группы слушателей – тем более) – задача достаточно трудная. Спонтанность (лат. spontaneus – самопроизвольный) устной речи может быть и неоспоримым достоинством: если вербальная форма речи возникает непосредственно, в ходе ее произнесения – это создает особый контакт с аудиторией, который невозможен, если звучит речь заученная или, что еще хуже, озвучивается записанная речь (текст читается). http://evartist.narod.ru/text3/86.htm 2 задание. Изучи материал по ссылкам http://evartist.narod.ru/text3/86.htm http://evartist.narod.ru/text3/87.htm http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=728453 3 задание. Составь словарик журналиста с фразами, основываясь на этическую часть культуры речи. (ответы по адресу nii.irina@mail.ru)
Категория: занятия по журналистике | Добавил: irina257347
Просмотров: 641 | Загрузок: 18 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar