Главная » Статьи » Для педагогов. Статьи

Медиаобразование как одно из средств развития творческих способностей в современном информационном обществе

Медиаобразование как одно из средств развития творческих способностей в современном информационном обществе

 

Н.А.Сидорина

 

Исследование возможностей развития творческой личности в рамках школьного образования сохраняет свою актуальность на протяжении всего периода существования человечества, так как развитие способностей отдельных учащихся в одном образовательном цикле и последующая ассимиляция творческих кадров в обществе постоянно повышает уровень требований к образованию, что стимулирует специалистов в области педагогики наряду с развитием теоретической базы заниматься разработкой практических способов осуществления постоянно усложняющихся профессиональных задач, так как помимо их усложнения появляются новые, а их решение, в свою очередь, требует качественно нового подхода и проявления подлинно творческого профессионализма, который наиболее удачно может быть исследован и внедрен на уроках мировой художественной культуры в рамках среднего общего образования.

Вместе с научно-техническим прогрессом расширяется спектр возможностей педагога, появляются все новые технические возможности развития учащихся. Одной из самых прогрессивных сфер современной педагогики в этом отношении является медиаобразование. Данное педагогическое направление особенно успешно может быть применено для развивающего обучения.

Творчество – одна из центральных проблем педагогики. Как неотъемлемый компонент содержания образования, творческая деятельность формирует многие ценностные качества личности, от которых в значительной степени зависит будущее молодого человека, уровень его культуры и социальной самореализации. Особенно возрастает значение креативных свойств личности для подрастающего поколения россиян, поскольку динамично развивающееся общество требует от личности таких качеств, как умение развиваться самому, что немыслимо без практики приобщения к подлинной созидательно-творческой деятельности. Гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни - цель развития системы образования, закрепленная Федеральной программой развития образования [Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования» № 51-ФЗ от 10 апреля 2000 года].

В этой связи важно определить условия для развития творческих способностей учащихся в процессе художественно-эстетического медиаобразования образования на основе анализа и сопоставления практического опыта в этой области в российской и зарубежной науке.

В современном информационном обществе различные медиа наводняют нашу жизнь. Согласно данным, приведенным А.В. Федоровым в его монографии «Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза» [Федоров, 2007, с.17], 68% школьников и почти столько же студентов проводят вечера за просмотром телевизионных передач и фильмов, многие посвящают это время компьютерным играм или прослушиванию музыки, и только 17% проводят вечер за чтением книг.

Учитывая адаптацию детей с раннего возраста к восприятию медийной информации, мы предполагаем необходимость развития двух педагогических направлений в среде медиаобразования:

- в условиях постоянного потока беспорядочной информации следует помочь учащимся фильтровать ее и вычленять ту, которая ему действительно нужна. Конечная цель педагога при реализации данного направления заключается в том, чтобы преобразовать существующее пассивное накопление медиаинформации в навыки по ее использованию;

- так как учащиеся в естественной среде уже привыкли бесконфликтно воспринимать медийный поток, это может быть продуктивно использовано в педагогическом пространстве, т.е.  медиаобразование может стать одним  из наиболее эффективных средств для творческого развития личности. И эта эффективность обусловлена тем, что учащиеся уже мотивированны к получению медийной информации.

Наш опыт преподавания в школьной аудитории с 7 по 11 классы подтверждает повышение уровня внимания учащихся при восприятии медиаинформации. При более детальном изучении этого феномена мы смогли выделить следующие факторы, вызывающие рост внимания аудитории к медийной информации:

- значение имеет даже сам момент переключения: если рассказ учителя или дискуссия с учащимися прерывается восприятием любого вида медиа, уровень внимания  возрастает;

- тот же принцип действует и при переключении с одного вида медиа на другой: если от прослушивания музыки перейти к восприятию визуальной информации либо наоборот – мы снова добьемся повышения восприимчивости учащихся. Здесь эффект может быть усилен еще и с помощью переключения на различные способы восприятия медиаинформации – акустический, визуальный и прочие;

-  важную роль играет также и смысловое наполнение медиатекста. Если грамотно выстроить драматическую линию урока, уровень внимания не будет значительно падать и при отсутствии частых моментов переключения;

- практика показывает, что пассивное восприятие медиаинформации неэффективно. Педагогическая задача при внедрении медиатекста в образовательный процесс состоит в том, чтобы это было продуктивное восприятие медийной информации – через критическое осмысление, систему творческих заданий либо каким-либо иным образом, исключающим интеллектуальное бездействие.

Значение школьной аудитории для развития способностей личности трудно переоценить. Именно в период формирования устоев ценностной системы, а также в момент развития навыков мыслительной деятельности необходимо направить образовательный потенциал учащихся в верное русло и стимулировать их творческое развитие. Способность к творческой деятельности важна не только в сфере искусства, но и в любой жизненной ситуации – это иной способ мышления, который дает универсальный способ действия, гибко подстраивающийся под обстановку. Творческий подход к решению проблем в любой области профессиональной деятельности - один из самых существенных качеств конкурентоспособного специалиста, способного разрешить любой спорный вопрос - как в традиционном пространстве, так и необычными средствами. Следует учитывать и то, что развитие творческих способностей личности влияет на общий уровень развития сознания и влечет повышение работоспособности за счет навыка поиска множественных и неоднородных решений для поставленной задачи.

Наиболее благоприятная сфера развития творческих способностей - художественное образование, поскольку художественное творчество не ограничивается решением задачи, предложенной учителем, но предполагает ее самостоятельную постановку и оценку получаемого результата. К тому же художественно-творческая задача намного сложнее обычной учебной задачи, поскольку предполагает наличие неопределенного множества решений [Красильников, http://vak.ed.gov.ru]. Именно на уроках Мировой художественной культуры может быть использован весь широкий спектр развивающих возможностей медиаобразования.

Проблему формирования творчески активной личности рассматривают в современной педагогической науке, в её решении заинтересованы методисты, учителя-практики. Педагоги Московского института открытого образования активно занимаются разработкой инновационных технологий обучения, специфических для предметов художественно-эстетического цикла, направленных на развитие правого полушария. В современном информационном обществе такие предметы необходимы для гармонизации распределения учебного времени и снижения перегрузки, неизбежной при изучении предметов, насыщенных логической информацией. В системе традиционного образования важно усвоение определенного массива знаний, но сейчас, в условиях расширения информационного поля и безграничных возможностей информационных технологий и медиаобразования в образовательном процессе необходимо не столько усвоение знаний, сколько возможности управления ими.

В условиях минимизации учебного времени, отводимого на образовательную область «Искусство», возникает необходимость освоения учителями эстетического цикла современных педагогических, технологий, направленных на активизацию познавательной и творчески-продуктивной деятельности учащихся. Речь идет о технологиях, рожденных непосредственно материалом самого искусства и связанных с формированием аналитического мышления учащихся в процессе «чтения» художественного образа: образно-ролевая импровизация, ассоциативно-образное моделирование, декодирование образа в разных видах искусства, проектные методики, формирование медиакультуры и т. п.

Технологии, специфичные именно для предметов художественно-эстетического цикла, отличаются доступностью для всех школьников, позволяют включить в активную познавательную деятельность учащихся, испытывающих трудности на других предметах, и, безусловно, относятся к здоровьесберегающим, развивающим и позволяющим создать наиболее благоприятные условия для социализации личности.

Образовательная область «Искусство», выделенная в системе общего образования,  представлена тремя предметными дисциплинами: «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство и художественный труд» и «Мировая художественная культура». Все они способствуют формированию социокультурной компетентности наряду с другими базовыми компетентностями. Основные задачи образовательной области «Искусство» - развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию произведений искусства, формирование оценочной деятельности и личной морально-ценностной шкалы, приобретение навыков художественной деятельности, развитие образного и творческого мышления, воспитание эстетического вкуса, развитие эстетического мироощущения, приобщение учащихся к наследию отечественной и мировой художественной культуры.

Понимание необходимости модернизации образования, в том числе в виде введения медиаобразования в цикл школьного обучения, признается как на российском, так и на международном, глобальном уровне. Модернизация образования предусматривает и изменение методики преподавания, предполагающей умение учителя и всего педагогического коллектива образовательного учреждения организовывать особую творческую и художественно-эстетическую среду, ориентированную на высокую интерактивность, усиление самостоятельности школьников.

Для наиболее продуктивного подхода к развитию творческих способностей необходимо постараться определить феномен творчества и творческой деятельности, которая определяется российским законодательством как «создание культурных ценностей и их интерпретация» [Ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре № 3612-1 от 9 октября 1992 года (ред. от 29.12.2006)].

В педагогике и психологии, в любой другой науке понятие творческой деятельности определяется не так однозначно, что объясняется сложностью и необычного этого явления. Творческой деятельностью в психологии называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности. … Процессы творчества могут протекать очень различно, в зависимости от содержания самой деятельности и от индивидуальных особенностей личности и таланта творца [Теплов, 1953, http://www.medobozrenie.ru/teplov.html].  Л.В.Пешикова считает творческую деятельность важнейшей характеристикой эстетической деятельности. В такой деятельности участвуют все механизмы психики человека [Пешикова, 2002, с.32]. В педагогике творческая деятельность трактуется более широко, чем в законе и в психологии. В понятийной системе педагогов творческая деятельность на уроках мировой художественной культуры ближе по своему характеру к креативности, чем к творчеству.

Творческая деятельность может осуществляться на разных уровнях: бессознательном, подсознания, сознания и сверхсознания. В зависимости от уровня протекания творческих процессов меняется и качество получаемого результата. И.Н.Немыкина признает самым высоким уровнем развития творчества взаимодействие между всеми уровнями [Немыкина, 2005, с.21].

Б.П.Юсов называет ключевым понятием современной культуры и искусства «синтез» – взаимодействие, интеграцию разных видов искусства, разных этажей мышления, разных квадрантов культурного пространства – при непременном отделении реального от действительного: действительных культурных ценностей. Основой такого разделения в образовательной области «Искусство» должно быть общение с носителями культуры (Ю.В.Рождественский): книгами, картинами, библиотеками, музеями, театром, фильмами, музыкой, песнями, живой народной речью (Ф. де Соссюр), этно-национальной культурой региона и планеты, - живой мир искусства. Сюда относятся также памятники и явления природы, ландшафтно-географические и климатические реалии – «вмещающий», кормящий ландшафт (Л.Н. Гумилев): обитель данного народа и других народов планеты - море, горы, степи, пустыни, леса, – познаваемые в путешествиях или на экране [Юсов, 2001, с.64-73].

Живое искусство понимается в настоящей концепции образовательной области «Искусство» в двух планах: как общение с живыми носителями культуры – живым звучанием, красками движениями, речью, книгами, спектаклями, фильмами, музыкальными инструментами, исполнителями, с археологическими останками, так и живое участие детей в разнообразных видах детского художественного творчества и деятельности на уроках и в семье, в противоположность словесно-демонстрационным и лекционно-иллюстративным методам, – всюду, где их можно заменить живым художественно-творческим процессом, руками, глазами, голосом, действиями и движениями самих детей.

Таким образом, из тезиса «живое искусство» проистекают два характерных педагогических признака новой доктрины образовательной области «Искусство», которые отличают её от традиционной педагогической практики: первое, – акцент перемещается с профессионально-искусствоведческого содержания занятия на собственную творческую деятельность ребенка, хотя навыки и знания в области данного вида искусства сохраняют свое значение для продуктивной детской деятельности и для приобщения к данному искусству; второе, – интегрированный и полихудожественный подход к преподаванию искусства, чем признается единая художественная природа всех видов искусства и способность каждого ребенка к занятиям всеми видами художественной деятельности и творчества, что опирается на природную полихудожественность (многоязычие) ребенка.

Н.С.Крамарь поддерживает предложенную Б.П.Юсовым концепцию полихудожественного образования и предполагает, что основным средством перехода к такой системе станут взаимодействие искусств и их интеграция.

При этом проводится грань между взаимодействием искусств и интеграцией. Взаимное иллюстрирование искусств, при общей теме – это взаимодействие искусств. Интеграция предполагает взаимное проникновение разных видов художественной деятельности в едином занятии на основе их взаимопомощи. Интеграция - более глубокий способ развития целостного художественного сознания, чем простое взаимодействие.

Интеграция близка понятию синтеза – синестезии (взаимовлиянию органов чувств), синкретизму. Под синкретизмом в антропологии и этнографии имели в виду нерасторжимое единство всех искусств в художественном действии древних народов, а также – определенный уровень развития художественной культуры, например, в крестьянском искусстве и обрядах, где танец, песню, драматическое построение, наговоры, имитацию трудовых жестикулярно-мимических действий трудно отделить друг от друга в едином праздничном или магическом ритуале (Н.С.Крамарь).

Преемница Б.П.Юсова Л.Г.Савенкова также предлагает использовать интеграционные уроки, которые «позволяют накапливать творческий потенциал ребенка» [Савенкова, Богданова, 2006, c.20]. Она выделяет следующие стержневые понятия интегрированного направления:

а)      «полихудожественный» комплексный подход к освоению искусства;

б)      акцент на самостоятельное разнообразное творчество детей: «живое искусство» и активное действие в пространстве и в среде;

в)      искусство как средство изменения пространства: сотворение определенной эстетической среды относительно времени, эпохи, конкретного человека, по мотивам художественного произведения, для конкретной деятельности, др.

г)      «экология культуры»: искусство и ближайшее окружение, традиции культуры, региональные и национальные черты, взаимодействие традиционной архитектуры с окружающим природным ландшафтом, климатом и занятиями людей;

д)      сотворчество, взаимодействие педагогов, детей и педагогов, детей в коллективе;

е)      развивающее, здоровье охраняющее, оберегающее детей обучение.

Школьная практика показывает, что только системное внедрение интегрированного обучения позволяет любой школьный предмет превратить в развивающее обучение. Интеграция дает возможность перестраивать, расширять и углублять содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает новые обучающие технологии. Интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат на уроке как для ученика, так и для учителя [Савенкова, 2007, с. 26].

Целью полихудожественного воспитания и интегрированного обучения детей является развитие полихудожественных творческих возможностей ребенка, понимаемых как средство познания мира, форма художественно-образного осмысления ребенком информации об окружающем мире, естественная потребность ребенка в духовном росте, средство выражения внутреннего эмоционально-образного (понятийного, чувственного, интеллектуального и др.) состояния, средство развития воображения, фантазии и творчества, способ освоения культуры и общечеловеческих ценностей прошлого, настоящего и будущего (принцип историзма по Д.С.Лихачеву) [Савенкова, 2007, с. 8].

При применении развивающих методик в художественном образовании необходимо обеспечить полноценное восприятие информации. Качество восприятия и усвоения материала на уроках искусства может быть оптимизировано. Интересны в этом контексте данные, полученные психологами в свете межмодальных взаимодействий при запоминании и актуализации материала. В психологии известен «эффект модальности», в соответствии с которым наиболее продуктивным является соотношение «слуховое запоминание — зрительное припоминание». Традиционно в нейропсихологии «эффект модальности» трактуется в свете межполушарной асимметрии [Варако, Зуева, http://www.psychiatry.ru/book_show.php?booknumber=1&article_id=33].

Применение эффект модальности находит не только в психологии, но и в последних разработках немецких педагогов, активно внедряющих результаты психологических исследований в образовательный процесс. В статье немецких исследователей «Эффект модальности при обучении посредством текстов и изображений» [Rummer, Fürstenberg, Schweppe, 2008, s.41] приводится информация о законах действия и практическом результате эффекта модальности в образовательной среде.

Р.Раммер, А.Фюрстенберг и Ю.Швеппе называют две основных особенности эффекта модальности [Rummer, Fürstenberg, Schweppe, 2008, s.37-40]:

- аудиотекст и визуальная информация воспринимаются одновременно, так как наша система восприятия позволяет одновременное функционирование слуха и зрения;

- изображения и визуальные тексты неизбежно конкурируют в ресурсах рабочей памяти в зрительно воспринимаемом пространстве, в то время как изображения и аудиотексты перерабатываются в различных подсистемах рабочей памяти.

Исследования показали, что когда перерабатываются визуально представленные тексты и изображения, эта переработка из-за названных ограничений системы восприятия происходит последовательно; когда перерабатываются аудиотексты и визуальные изображения, переработка может происходить одновременно.

Практические эксперименты доказали также, что эффект модальности присутствует не только в случае восприятия изображения зрительно, а текста – на слух. Существует возможность демонстрации и изображений, и текста с сохранением эффекта модальности, если он состоит не более чем из одного предложения [Rummer, Fürstenberg, Schweppe, 2008, s.39].

Выводы

  1. Творческая деятельность – уникальное свойство человека, для которого характерно постоянное углубленное познание реальности, а также выработка потребности к познанию и совершенствованию. Творческие способности позволяют человеку неординарно и многообразно разрешать проблемы, возникающие в процессе профессиональной и бытовой самореализации.
  2. Наиболее полно творческие способности учащихся могут быть развиты на предметах художественно-эстетического цикла, что объясняется спецификой изучаемого материала и наличием множества разработок и методик, применимых на таких уроках. Особенно эффективно данное направление может быть осуществлено средствами медиаобразования.
  3. Условие успешности развивающего обучения - поддержка внимания учащихся за счет поддержки уровня внимания на уроке. Один из возможных путей решения этой задачи - переключение на медиатексты, а также с одного вида медиа на другой.
  4. Одним и важных методоов развивающего обучения на уроках мировой художественной культуры - полихудожественный (= интеграционный) метод, основанный на принципе синтеза искусств.
  5. Для творческого развития необходимо задействовать максимальное количество органов чувств на уроках. Законы их сбалансированной работы все больше и шире заимствуются педагогами у психологов – в частности, эффект модальности при зрительном и слуховом восприятии. Такого эффекта помогает достичь, в частности, медиаобразование.

Литература

Варако Н.А., Зуева Ю.В. Особенности процессов узнавания и воспроизведения в позднем возрасте. Научный центр психического здоровья РАМН, Москва (http://www.psychiatry.ru/book_show.php?booknumber=1&article_id=33)

Красильников И.М. «Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования». Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук, http://vak.ed.gov.ru.

Немыкина И.Н. Психолого-педагогические основы художественного образования. В 2-х ч. Ч.1.  М.: АПКиППРО, 2005. 56 с.

Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры. М.:  ВЛАДОС, 2002.  96 с.

Савенкова Л.Г. Интегрированное обучение и интеграционные курсы по предметам искусства в школе: положения, советы, подсказки // Преподавание образовательной области «Искусство» в 2007/2008 учебном году. / Под ред. М.А.Фоминовой.  М.: МИОО, 2007.  С. 26.

Савенкова Л.Г. Когда все искусства вместе: взаимодействие предметов художественного цикла. М.: Чистые пруды, 2007. С. 8.

Савенкова  Л.Г.,  Богданова Н.В. Проблемы дидактики образовательной области «Искусство». Интегрированные формы и технологии художественно-творческого развития детей. М.: Издательский дом Российской академии образования, 2006.  С. 20.

Ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре № 3612-1 от 9 октября 1992 года (ред. от 29.12.2006).

Теплов Б.М. Психология. М.: Учпедгиз, 1953. http://www.medobozrenie.ru/teplov.html

Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования» № 51-ФЗ от 10 апреля 2000 года (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ).

Федоров А.В.  Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 c.

Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе // Изв. Рос. акад. образования.  2001.  N 4.  С. 64-73.

Сидорина Надежда Александровна - аспирантка кафедры эстетического образования и культурологии Московского института открытого образования. E-mail:  N.A.Sidorina@gmail.com

 

Категория: Для педагогов. Статьи | Добавил: irina257347 (08.11.2014)
Просмотров: 993 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar