Главная » Файлы » занятия по журналистике

Программа кружка "Проба пера" ( Введение в журналистику)
08.11.2014, 16:00

 

 

В пособии представлены программа дополнительного образования "Журналистика в школе", рекомендации по ее применению, подробное учебно-тематическое планирование, теоретические и практические материалы к занятиям, которые позволят педагогам организовать внеурочную деятельность школьников 8-11 классов с учетом ФГОС, обеспечить формирование ценностного отношения к социальной реальности и получение опыта самостоятельного общественного действия через привлечение учащихся к работе в школьном пресс-центре и к выпуску школьных печатных изданий.
Предназначено педагогам дополнительного образования, учителям, преподающим основы журналистики; полезно классным руководителям и организаторам воспитательной работы; а также интересно учащимся старших классов и широкому кругу читателей.

 

Пояснительная записка

      В воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем не сравнимую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся для ребят «окном в мир», но и серьёзно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности; как источник социальной информации они определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу.

Главная же задача образовательного процесса как раз и состоит в социализации личности, превращении её в элемент общественных отношений. Поэтому сосуществование образовательной системы и детского СМИ должно быть плодотворным, а их взаимодействие является мощным фактором социального развития подрастающего поколения.

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Журналистика в школе», но в соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2014-2015 учебный год программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю. Представлена как «Введение в журналистику», поэтому выбраны не все темы предложенные пособием. Материал для занятий подобран таким образом, чтобы был доступен и 7- классникам. Программа разработана для кружка «Проба пера» МБОУ «СОШ № с25» г. Бийска.  Для детей, обучающихся на дому или на короткий период  отсутствующих на школьных занятиях по состоянию здоровья,    предлагается дистанционное обучение.

Цели:

  1. развивать коммуникативные качества личности ребенка;
  2. предоставлять возможность индивидуального выбора, связанного с особенностью деятельности журналиста;
  3. создание школьной газеты в рукописном и компьютерном варианте.

Задачи:

  1. предоставить возможность учащимся познакомиться со спецификой профессии корреспондента;
  2. отрабатывать умения создавать сочинения в направлениях таких, как: портретный очерк, газетная статья, репортаж, интервью;
  3. систематизировать знания о жанрах публицистического стиля;
  4. способствовать формированию у учащихся эстетического вкуса и оформительских навыков;
  5. предоставить возможность учащимся увидеть особенности газетного листа, полосы, собственно газеты.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Знать:

  1. стилистические особенности газетных жанров;
  2. специфику профессии журналиста;
  3. основы редактирования;
  4. структуру газеты.

Уметь:

1.      создавать творческие работы  публицистического стиля;

2.      моделировать газету;

3.      редактировать текст.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

Программа кружка «Проба пера»

 

Название темы

Теорети-ческое занятие

Практи-ческое занятие

Форма контроля

Дата

 Краткое введение в историю журналистики (3 часа)

 

1

Что такое журналистика?

1

 

 

1.09

2

История журналистики.  Как и почему возникла журналистика

1

 

 

8.09

3

Общественные функции СМИ. Знакомство с современными детскими и подростковыми СМИ

 

1

Тест

15.09

Профессия – журналист (2 часа)

 

4

Журналистские профессии

1

 

 

23.09.

5

Правовые и этические нормы работы журналиста.

 

1

 

30.09

 Основы журналистики (13 часов)

 

6

Знакомство с древом жанров. Мастерская жанров 

1

 

 

7.10

7

 Информация (новость)

 

1

Написать новости для газеты «Шко-ловой»

14.10

8

Заметка.

 

1

Написать заметку в школьную газету.

21.10

9

Отчёт.

1

 

 

28.10

10

Репортаж.

 

1

Написать репортаж в школьную газету.

4.11

11

Интервью.

1

 

 

11.11

12

Очерк. Зарисовка.

1

 

 

18.11

13

Статья

1

 

 

23.11

14

Эссе.

 

1

Написать эссе по публицистике Д.Лиха-чёва «Письма о добре»

30.11

15

Фельетон.

1

 

 

 

5.12

16

Обозрение. Комментарий.

1

 

 

 

12.12

17

Рецензия. Корреспонденция

1

 

Создать презентацию о жанрах

 

19.12

18

Культура речи

 

1

Составить словарик фраз журна-листа

 

26.12

Художественно-техническое оформление издания (5 часов)

19

Структура издания

1

 

 

7.12

20

Делаем газету. Верстка   

1

 

 

14.12

21

Делаем газету. Верстка   

 

1

 

21.12

22

Заголовки и иллюстрации

1

 

 

28.12

23

Типы и виды школьных газет

1

 

тест

 

Печатная фотография (2 часа)

24

Фотоинвентарь и его использование. Снимок – символ.

1

 

 

16.01

25

Фоторепортаж.

 

1

Сделать фоторепортаж.

23.01

 Редакционно-издательская деятельность  (4 час)

26

Редакция.

1

 

 

30.01

27

Как планировать номер.

1

 

 

 

28 29

 

 Школьный пресс-центр 

1

1

Деловая игра

6.02

Реклама в печати (2 часа)

30

Рекламный текст в печати.

1

 

 

13.02

31

Как избежать крипторекламы, как ее нейтрализовать.

 

1

Составить рекламный текст.

20.02

Радио и ТВ (2 час)

32

Радио – особенности журналистики

1

 

 

27.02

33

ТВ– особенности журналистики

1

 

 

6.03

Защита проектов (1 час)

 

34

Как основать свою газету.

1

 

Защита проектов «Моя редакция» или «Моя газета»

20.03

                         

 

 

Литература для учителя

- Кройчик Л. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Корконосенко. – СПб., 2000.

- Тертычный А. Аналитическая журналистика. – М.,1998.

- Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2008.

- Алексеев В. Русский советский очерк. – Ленинград, 1980.

- Беневоленская Т. О языке и стиле газетного очерка. – М., 1973.

- Васильева Н. Делаем новости! – М., 2003.

- Ворошилов В. Журналистика. – М., 2000.

- Коновалова О. Основы журналистики. М.-Ростов-на-Дону. 2005.

- Лазарева Э. Заголовок в газете. – Свердловск, 1989.

- Мельник Г. Общение в журналистике. Секреты мастерства. – СПб., 2005.

- Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2004.

- Михайлов С. Колумнистика // Журналист. – 1998. № 11–12.

- Рэндалл Д. Универсальный журналист. – М., 2000.

- Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М. 2002.

- Ученова В. У истоков публицистики.  – М., 1989. 

- Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2002.

- Эпштейн М. Парадоксы новизны. – М., 1987. 

 

Литература для учащихся

- Виленский М. Как написать фельетон. – М., 1982.

- Грабельников А. Работа журналиста в прессе. – М., 2001.

- Дмитровский  А. Особенности формы и композиции  эссе  // Акценты. Новое в массовой коммуникации. – 2003. № 1 – 2. 

- Елинек Э.  Досужими   путями   мышления //  Иностранная   литература. – 2005. № 7. – С. 228–231.

- Журбина Е. Искусство фельетона. – М., 1965.

- Канторович В. Заметки писателя о современном очерке. – М., 1973.

- Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

- Лямзина Т. Жанр эссе. К проблеме формирования теории // http://psujourn.narod.ru/lib/liamzina_essay.htm.

- Лукина М. Технология интервью. – М.,  2003.

- Стилистика газетных жанров / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.

- Тепляшина А. Сатирические жанры современной публицистики. –СПб., 2000.

- Черепахов М. Работа над очерком. – М., 1966.

- Черникова Е. Основы творческой деятельности журналистам. – М., 2005.

- Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики // http://www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm

 

Для детей, обучающихся на дому или на короткий период  отсутствующих на школьных занятиях по состоянию здоровья,    предлагается дистанционное обучение.

 

Категория: занятия по журналистике | Добавил: irina257347
Просмотров: 3504 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar