Главная » Файлы » занятия по журналистике

Уроки журналистики для учащихся, обучающихся на дому или для тех, кто отсутствует на школьных занятиях по состоянию здоровья.
[ Скачать с сервера (222.0 Kb) ] 08.11.2014, 16:15

Занятие  1 (1/09)

Что такое журналистика?

  1.  задание. Прочитай.

Цвик В. Л.

ВВЕДЕНИЕ В ЖУРНАЛИСТИКУ

Лекция 1. Что такое журналистика?

Журналистика (от фр. journal – дневник, jour – день; восходит к лат. diurna – ежедневный) – одно из важнейших социальных явлений современной жизни, вид массово-информационной деятельности, обеспечивающей бесперебойное взаимодействие между личностью, группой людей и обществом в целом, а также между различными общественными сферами и даже между поколениями. Процесс журналистской деятельности состоит из сбора, обработки, хранения и периодического распространения актуальной общественно-значимой информации.

Синонимы к слову “журналистика” – словосочетания “средства массовой коммуникации” (СМК) и “средства массовой информации” (СМИ).

Действительно, работа журналиста есть акт опосредованного общения с читателями, радиослушателями, телезрителями. Это коммуникативный (от лат. communicatiо – делаю общим, связываю, общаюсь) акт, который в самом простом виде состоит из трех компонентов:

http://dedovkgu.narod.ru/bib/cvik.files/image001.jpg

Для того чтобы понять сущность того или иного средства массовой коммуникации, надо ответить, по крайней мере, на следующие вопросы: кто? кому? каким образом? что передает? А для полноты картины хорошо бы знать: насколько результативен данный коммуникативный акт?

 

Что касается самого распространенного, наиболее часто употребляемого термина “средства массовой информации”, то здесь следует договориться о понимании каждого определяющего слова. “Массовый” – это сколько? Включающий сотни, тысячи, миллионы потребителей информации? И то, и другое, и третье – в зависимости от средства (канала передачи) информации. Для общенациональной телевизионной программы в крупном государстве – это миллионы телезрителей. Для солидной газеты – десятки и сотни тысяч читателей. В любом случае, речь идет не об индивидуальном (как правило, личностном) распространении информации, но о публичном, общественном акте, рассчитанном на массу людей (как бы количественно ни менялась эта “масса”).

Термин “информация” (от лат. informatio – разъяснение, изложение) имеет множество толкований. С одной стороны, это общефилософское понятие, характеризующее способность живой и мертвой природы к отражению (“теория отражения”). С другой – после создания Н. Винером теории информации этот термин стал основой кибернетики и в век всеобщей компьютеризации завоевал собственную, весьма обширную нишу. Для журналистов, в свою очередь, информация – объект их работы: они собирают, обрабатывают, распространяют не любую, но (обратите внимание на определение журналистики в самом начале главы) актуальную, общественно значимую информацию.

Журналистская информация имеет характерные особенности.

Во-первых, это, как правило, новость. Поиск нового во всех сферах общественной жизни – в политике, экономике, науке, культуре, спорте – главное для журналиста. Впрочем, журналистика не замыкается в социальной тематике, хотя и отдает ей предпочтение. Малоизученные явления природы, открытия на земле, в небесах, в Мировом океане и космосе, в макромире и микромире, в поведении людей и животных – безграничный духовный и материальный мир, нас окружающий, ежечасно преподносит множество сюрпризов, которые журналисты должны зафиксировать и сообщить о них своей аудитории.

Во-вторых, журналистская информация должна быть оригинальной. Когда пресса изо дня в день твердит одно и то же, аудитория утрачивает интерес и к информации, и к ее источнику. Общественная значимость делает информацию интересной, причем в достаточно значительной части аудитории.

В-третьих, журналистская информация должна быть полезной. К сожалению, нередко работники СМИ в погоне за сенсационностью забывают об этом. Хрестоматийный пример: собака укусила человека – это не сенсация; сенсация – если человек укусил собаку. Однако во второй части данного парадокса речь идет о клиническом случае, представляющем интерес разве для психиатров; общество же в целом вряд ли извлечет сколько-нибудь полезную информацию из такого сообщения. Разумеется, пресса имеет право на занимательную информацию, но это маргинальные (находящиеся в стороне от основного содержания, на обочине, буквально – на полях печатного издания) новости. Не случайно, материалы такого рода публикуются обычно под рубриками “В конце номера”, “Заметки на полях”, “Забавная смесь” и т.д.

Таким образом, предметом журналистской деятельности является реальная действительность во всем ее многообразии. Журналист выступает субъектом, а массовая аудитория становится объектом, на который направлена деятельность журналиста. Понятно, что речь здесь идет об опосредованном воздействии. На аудиторию оказывают влияние различные журналистские произведения – заметки, репортажи, радио- и телепрограммы, фильмы, – являющиеся конечным результатом журналистского труда.

Распространяются эти произведения при помощи разнообразных каналов информации: газет, радиостанций, телестудий. Каждый из этих каналов обладает достаточно сложной материально-технической базой: типографиями, электронной техникой от компьютеров до спутников связи. Разумеется, каждое средство массовой информации – большой коллектив, требующий особой организации работы, умелого управления, руководства. Условно назовем реально существующий многосложный механизм организации деятельности, управления средствами массовой информации распространенным в теории журналистики термином “издатель”. В этом случае графическая схема взаимосвязей в системе СМИ будет выглядеть так:

Как видим, журналист черпает информацию из реальной действительности, которая в той же мере доступна и его руководству (издателю), и аудитории (потребителю информации). Стало быть, содержание журналистских произведений легко подвергается проверке и теми, и другими. В то же время аудитория влияет на журналиста уже тем, что он создает свои произведения в расчете на тех или иных читателей, слушателей, зрителей. Писатель может работать “в стол” – в надежде на понимание потомков. Журналистское произведение, не нашедшее выхода к аудитории, мертво. Его, словно, и нет.

Хотя и мнение издателя, и тем более аудитории принципиально важны для журналиста, тем не менее никто и ничто не ограничивает (не должно ограничивать) свободы журналистского творчества – и это хорошо видно на нашей схеме, где журналистское произведение “зависит” только от самого журналиста. Впрочем, понятие свободы журналистского творчества слишком сложно и требует отдельного разговора.

Созданное журналистом произведение передается в СМИ и по соответствующему каналу доводится до аудитории: публикуется в газете или журнале, транслируется по радио или телевидению. Так же, как СМИ лишается своего смысла без труда журналистов (скажем, бессмысленны микрофоны и видеокамеры, студийные павильоны и режиссерские пульты, телевышки и спутники связи, если им нечего передавать в эфир), так и работа журналиста немыслима без канала связи и массовой аудитории.

Таков в общих чертах механизм общественно-информационной деятельности.

Следовательно, журналистика – органичная составная часть современного общества, важный компонент социальной системы. Понятие “журналистика” раскрывается перед нами в целом ряде взаимосвязанных, обладающих специфическими особенностями, сторон и проявлений. Назовем шесть важнейших аспектов целостного явления.

Журналистика – это:

1) система соответствующих идеологических учреждений – редакций газет, телерадиокомпаний, информационных агентств, пресс-служб министерств и ведомств и других подразделений, необходимых для функционирования СМИ (от рекламных агентств до отделов по распространению печати, издательств, технических телецентров, ретрансляторов, радиорелейных линий и т.д.);

2) система видов деятельности по сбору, переработке и хранению информации, созданию и периодическому распространению журналистских произведений;

3) совокупность профессий, требующихся для обеспечения полноценной деятельности системы СМИ (редакторы и корреспонденты, очеркисты и сценаристы, интервьюеры и шоумены – журналистским профессиям мы посвятим отдельную главу);

 

4) система произведений, созданных для СМИ, опубликованных на страницах газет и журналов, включенных в радио- и телепрограммы. Это те самые репортажи и очерки, развлекательные шоу и проблемные видеофильмы, ставшие результатом творчества журналистов, – своеобразная “летопись современности”, документы эпохи, отражение времени. Сюда же относятся и невербальные результаты журналистского труда: макеты газетных полос, вещательные сетки, расписания передач ТВ и радио;

5) комплекс каналов распространения информации: печать, радио, телевидение. Этот аспект отличается от первого: если первый аспект акцентирует внимание на редакционных коллективах, которыми осуществляется сбор и обработка информации, то данный аспект – о способах и средствах ее доставки массовой аудитории;

6) совокупность учебных дисциплин, изучаемых будущими журналистами, а также разделы филологической, исторической и политологической наук, исследующих различные виды практической журналистики.

В заключение предлагаем еще одно определение разнообразному и многосложному предмету изучения данного курса:

Журналистика – это вид творческой деятельности человека, где основой профессии является постижение жизни, объективное освещение любых сторон реальной действительности, осмысление многообразия человеческого бытия, а также специфическая форма внеличностного общения. Журналистика отражает общественное сознание и формирует его, служит обществу и одновременно является инструментом социального управления. Именно вследствие этого СМИ называют четвертой властью (вслед за представительной, исполнительной и судебной). Являясь сложным диалектическим явлением современной жизни, журналистика – одно из важнейших орудий общественного прогресса, ибо без всестороннего развития журналистики невозможно развитие общества и человеческой цивилизации.

  1. задание.  Изучи материал по ссылкам

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0

http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-8317.htm

http://yojo.ru/?page_id=98

  1. задание. Подумай. Напиши несколько задач, которые решает журналистика в школе. Ответ посылать по адресу

nii.irina@vail.ru

 

Занятие  2 (8/ 09)

Из истории журналистики

  1. задание. Прочитай.

Цвик В. Л.

ВВЕДЕНИЕ В ЖУРНАЛИСТИКУ

Лекция 2. Краткий экскурс в историю журналистики

Первичные процессы информационного обмена между людьми уходят своими корнями в глубокую древность. В сущности, общение, обмен информацией и превратили человеческое сообщество в социум. Различные способы передачи актуальной, общественно значимой информации, использовавшиеся в древние времена, мы вправе считать пражурналистскими явлениями. По-видимому, журналистику метафорически называют второй древнейшей профессией еще и в хронологическом отношении.

Когда индейцы тревожными звуками тамтамов, а древние инки пламенем костров, зажигаемых в предельной зоне видимости один от другого, сообщают на значительные расстояния о приближении неприятеля, разве это не коммуникативный акт? Причем передавались таким образом именно актуальные, чрезвычайно важные для племени (общественно значимые) сведения.

Информация в этих случаях передавалась условными сигналами. Так возникала простейшая знаковая система. Но изначально важнейшим носителем (и хранителем) информации было слово, человеческая речь. Поэтому к пражурналистским явлениям мы относим ораторское искусство, возникшее и достигшее совершенства в Древней Греции и Римской империи. Есть все основания утверждать, что развитие риторики связано с возникновением и упрочением государства как института общественной организации. Нарицательными стали имена Демосфена (Греция, III в. до н.э.) и Цицерона (Рим, I в. до н.э.). И отточили эти блестящие политические ораторы свое мастерство благодаря тому, что им было кому (аудитория вполне массовая по масштабам того времени), что (общественно значимая информация) сказать – и, как свидетельствует история, сказать с весьма значительной результативностью. Словом, мы видим здесь все компоненты стандартного коммуникативного акта, лежащего также в основе журналистской деятельности.

В средние века этот вид пражурналистской деятельности сохраняется. История не сберегла имен тех, кто витийствовал на новгородских вече, толковищах суздальцев и московитов, но вряд ли Александр Невский или Василий Буслаев могли увлечь за собой русичей, если бы владели только мечом и не владели словом.

Политическую информацию в это время распространяли в Европе глашатаи, герольды, курьеры и вестники, которые вещали уже не от своего имени, но развозили по городам и весям и зачитывали царские да королевские указы, реляции и рескрипты. Как отголосок этих явлений в современной журналистике сохранились названия газет и журналов – “Курьер ЮНЕСКО”, “Daily Herald” (герольд), “Московский вестник”, “Washington Post” (почта), “Chicago Tribune” (трибуна – место произнесения речей), “Форум” (площадь в Риме, где проходили народные собрания) и т.д.

В средние же века, несмотря на всеобщий упадок и разгул клерикального мракобесия, именно в церквах и храмах дальнейшее развитие получило ораторское искусство – и проповеди не всегда носили богословский характер.

Однако устная речь, достаточно успешно выполняющая свои задачи в процессе создания информации, несовершенна при ее массовом распространении и особенно хранении (хотя фольклор и продемонстрировал свою долговечность, однако, он сохраняет, по преимуществу, образцы народного художественного творчества).

Человечество ищет и постоянно совершенствует способы хранения информации, и история развития цивилизации напрямую связана с успехами на этом поприще.

Древнейшие образцы письменности сохранились на каменных скрижалях – но можно ли говорить о скорости распространения сведений, если немало времени требовалось только для того, чтобы выбить одну только букву, знак, иероглиф? Скорее, это послание в вечность (частично выполнившее свою функцию).

Для более быстрой фиксации текста сначала использовались глиняные и натертые воском дощечки, на которых писали острой палочкой (стило). В первом случае след, нанесенный на влажную глину, после затвердения был пригоден к длительному хранению. Во втором – написанное легко стиралось, благодаря чему открывалась возможность многократного использования восковых дощечек.

В Древнем Риме по указанию императора Юлия Цезаря (I в. до н.э.) на видных местах вывешивались гипсовые доски с сообщениями о решениях сената – “Acta Senatus”, о постановлениях народного собрания – “Acta diurna populi Romani”. Эти своеобразные предшественницы газет просуществовали вплоть до IV в. до н.э.

В Японии сохранилась глиняная “газета” за 1615 г. Под названием “Йомиури Каварабата”. Небезынтересно, что название в переводе означает “Прочти и передай другому” – стало быть, создатели такой “газеты” стремились к массовости, если не количеством экземпляров своего “издания”, то хотя бы попыткой увеличить число потребителей информации.

Одним из очень важных изобретений человечества, без которого было бы невозможно развитие массово-информационной деятельности, стало изобретение бумаги. По-видимому, это произошло в Китае в I–II вв. н.э., по крайней мере, оттуда через Японию и арабские страны в X в. бумага попала в Европу. Итальянское слово bambagia – хлопок, передает суть производства этого писчего материала, который сначала изготавливали из тряпья, пеньки, затем из древесины.

Правда, еще до появления бумаги в Древнем Египте писали на папирусных свитках. Во II в. до н.э. в Малой Азии научились изготавливать пергамент (назван по имени города Пергам) – выделанную кожу животных, практически вечный материал для письма. На Руси некогда послания отправляли на бересте – напротив, весьма недолговечном материале (тем не менее, сохранившемся до наших дней в археологических пластах новгородской земли).

Кирилл и Мефодий, давшие славянам письменность, причислены к лику святых. Не меньшие заслуги перед человечеством у Иоганна Гутенберга, изобретшего в середине XV в. печатный станок. Распространение бумаги и гутенбергова способа книгопечатания совершили революцию в деле распространения и сохранения на века живого человеческого слова. Это – важнейшие предпосылки возникновения журналистики.

Правда, первые газеты были рукописными – “News Letters” в Англии, “Куранты”, “Вести”, “Столбцы” на Руси.

Социально-экономический прогресс, возникновение капиталистических отношений, развитие международной торговли привели к созданию первых настоящих газет. Слово “газета” произошло от названия мелкой венецианской монеты gazzetta – именно такой была цена печатных листков, сообщавших о прибытии в порт иностранных судов, о привезенных ими товарах. Таким образом, содержание первой газеты ограничивалось, как сказали бы сегодня, информацией экономического характера.

Но уже во французской “Gassetta” – печатном издании кардинала Ришелье – появились политические сообщения. Английская буржуазная революция XVII в. ввела в обиход регулярные издания “памфлетов” – брошюр с актуальным политическим содержанием, которые вполне можно считать прообразом журналов.

Во второй половине XVII в. в Европе появляются журналы и ежедневные газеты. Не случайно первые достижения нового вида общественной деятельности – политической публицистики, ставшей в это время синонимом журналистики, связаны с переломными моментами человеческой истории. В этом смысле достаточно вспомнить эпоху Великой французской революции, породившей блестящие памфлеты Мирабо, знаменитые газеты – Робеспьера “Защитник конституции” и Марата “Друг народа”.

В России первая печатная газета “Ведомости” вышла в свет 13 января 1703 г. Указ о ее создании был подписан Петром Первым 16 декабря 1702 г. С недавних пор 13 января в России отмечается День свободной прессы (в советские времена День печати отмечался 5 мая – это дата выхода в 1912 г. первого номера ленинской “Правды”. Думается, вполне справедливо начинать отсчет истории отечественной журналистики на два века раньше – со времен величайшего реформатора, бывшего не только воином и корабелом, бомбардиром и императором, но и первым российским журналистом).

Диалектика общественного прогресса характеризуется дискретным (прерывистым), скачкообразным развитием. Те или иные явления иногда надолго замирают (происходит процесс количественного или качественного накопления), а в какие-то моменты начинают бурно расти, видоизменяться, приобретать новые черты.

Долгие годы, во времена Пушкина и Гоголя, Белинского и Добролюбова, Некрасова и Тургенева, Писарева и Толстого, властителями умов просвещенной российской публики были литературно-художественные журналы (формат которых мы сегодня определяем своеобразным термином “толстые журналы”).

Только в XIX в. (в Европе в первой половине столетия, в России – во второй) газеты, периодическая печать выходят на передовые позиции. Как раз в это время отмечается существенный технический прогресс в области полиграфии, средств передачи и воспроизведения информации. Изобретение телеграфа ускорило доставку оперативной информации из разных, подчас весьма отдаленных, точек в редакции. Достигла совершенства техника гравюры для иллюстрирования, а затем и воспроизведения фотографических снимков (цинкографическое клиширование). Изобретены линотип – строкоотливная машина, и ротационная машина, дающая возможность быстро тиражировать любое издание в почти неограниченном количестве экземпляров.

На рубеже XIX–XX вв. были сделаны революционные технические открытия, заложившие основу радио и телевидения – новых средств массовой информации. Эти события готовились исподволь, всем ходом научного прогресса – и процесс поисков был захватывающе интересным. (Не случайно, скажем, изобретению телевидения посвящен замечательный роман Митчела Уилсона “Брат мой, враг мой”.)

В середине XIX в. королевский астроном Ирландии сэр Вильям Гамильтон создал двухтомный математический труд, из которого в 1867 г. кембриджский профессор Д. Максвелл использовал два символа для характеристики соотношения электрического тока с магнитными силами. В двухстрочном максвелловом уравнении, в сущности, сфокусировалась вся теория электричества и магнетизма.

В 1888 г. немецкий ученый Г. Герц, чьим именем впоследствии назовут техническую единицу длины радиоволн, экспериментально подтвердил открытие Максвелла, однако, с глубоким убеждением утверждал, что магнитное излучение никогда и никоим образом не сможет быть использовано на практике.

Ни Гамильтон, ни Максвелл, ни Герц не дожили до того дня, когда гениально предсказанное (хотя и не понятое) ими радио (от лат. radio – испускаю лучи) начало победное шествие по планете.

В 1895 г. преподаватель кронштадтских минных классов А.С. Попов продемонстрировал прибор, получивший название радиоприемник. Через два года независимо от него изобретателем радио становится итальянец Г. Маркони.

В 1900 г., на заре XX столетия, российский броненосец “Генерал Апраксин” сел на скалы острова Гогланд. 3 марта А.С. Попов передал сообщение об этом по беспроволочному телеграфу, впервые продемонстрировав практические возможности своего изобретения. Радиоволна несла сначала писк морзянки, но пройдет не так уж много времени, и человеческие голоса, мир звуков и музыки заполнят эфир, а в наш обиход войдут сначала несовершенные детекторные приемники, вслед за ними громоздкие сооружения ламповых радиоаппаратов, а потом – удобные переносные транзисторные приемники – все более миниатюрные и все более безупречные по акустическим характеристикам.

Но, как гласит народная мудрость, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Люди всегда мечтали о возможности заглянуть за горизонт (вспомните хотя бы сказку о спящей царевне и семи богатырях: “Наливное яблочко катится по блюдечку – и уже видно, что делается за морями-океанами, в земле далекой...”). Размышляя о возможности передачи изображения на расстоянии, ученые пришли к выводу, что для этого изображение надо разложить на составные части – по-разному освещенные точки, которые в совокупности как камешки смальты в мозаичном панно рисуют для нас ту или иную картину. Собственно, идея последовательной передачи изображения по частям принадлежит русскому ученому-биологу (!), сыну крепостного крестьянина П.И. Бахметьеву и высказана им в 1880 г.

В 1884 г. австрийский инженер венгерского происхождения П. Нипков запатентовал процесс “развертки” изображения с помощью вращающегося диска с отверстиями, расположенными по спирали. Практическое применение это открытие получило только в 20-е гг. XX в. в краткой истории так называемого “механического телевидения”.

В 1888–89 гг. русский профессор А.Г. Столетов открывает явление “внешнего фотоэффекта”, опираясь на которое преподаватель Петербургского технологического института Б.Л. Розинг в 1907 г. создает катодную электронно-лучевую трубку – прообраз нынешнего кинескопа. В отличие от А.С. Попова, Розинг сразу же запатентовал свое изобретение, и сегодня он во всем мире признан основоположником современного электронного ТВ (изобретателем радио Запад считает Г. Маркони).

Куда менее бесспорен вклад в развитие телевидения талантливого ученого–самоучки, сына ссыльного украинского революционера–демократа Б.П. Грабовского, который в 1925 г. в Ташкенте впервые продемонстрировал движущееся изображение при помощи электронно–лучевой трубки. По совету Б.Л. Розинга, это усовершенствование было запатентовано под названием “телефот”, но в силу ряда причин не получило должной известности.

За океаном, в США, в это же время шли настойчивые поиски в том же направлении. Американцы одним из изобретателей телевидения считают В.К. Зворыкина (эмигрировал из России в 1917 г.). Здесь же следует назвать имена англичанина В. Крукса, немца Ф. Брауна, американца Ф. Франсуорта, русского А.М. Полумордвинова, армянина О.А. Адамяна, англичан К. Свинтона и Л. Бэрда, советских ученых С.И. Катаева и П.В. Шмакова. Поистине, внедрение в быт человечества наиболее интернационального из средств массовой информации стало возможным благодаря работе интернационального отряда ученых, инженеров и техников.

Говоря о предыстории телевидения, следует вспомнить также величайшее изобретение французов Луи и Огюста Люмьеров, которые в 1895 г. подарили миру кинематограф. Соединение изобразительно-выразительных возможностей кино и радио обеспечили возникновение телевидения. По удивительному совпадению музы кино и радио родились в один год.

Дата рождения “механического” телевидения в России – 1 мая 1931 г. В 1939 г. в Москве и Ленинграде начинается регулярное вещание по современной электронной схеме. После Отечественной войны реконструированные телецентры перешли на “развертку” изображения в 625 строк, соответствующую нынешним стандартам отечественных телевизоров.

В 50–60-е гг. в стране идет бурный процесс развития местного ТВ. Появляется вторая программа – провозвестник телевизионной многопрограммности. Осваивается техника цветного телевидения. Использование искусственных спутников Земли открыло эру спутникового ТВ с его безграничными в буквальном смысле возможностями (телесигнал из космоса легко преодолевает любые – государственные, национальные, территориальные и другие границы). Кабельное ТВ меняет вещательную природу телевидения. Соединение возможностей телеэкрана с компьютерной памятью и телефонной связью (сеть “Интернет”) произвело подлинную революцию в информационных технологиях. Детище телевидения – так называемая “виртуальная реальность” – новое искусство с не осознанными пока до конца возможностями.

Система средств массовой информации России представлена сегодня гигантской индустрией новостей, анализа современного общественного развития, развлечения и организации досуга наших сограждан. Издается четыре с половиной тысячи газет, почти полторы тысячи наименований журналов, более восьмисот бюллетеней. В эфир выходят три сотни телепрограмм, более ста восьмидесяти радиопрограмм. Их обслуживают триста информационных агентств.

Годовой тираж газет приближается к десяти миллиардам экземпляров. Рекордсменом является еженедельник “Аргументы и факты”, у которого четыре миллиона подписчиков. Впрочем, в 1990 г., когда в СССР были устранены лимиты на подписку, а стоимость изданий была довольно низкой, “АиФ” выходили в свет тиражом 33,2 млн экз., за что по праву были занесены в Книгу рекордов Гиннесса.

Полуторамиллионные тиражи сейчас у “Комсомольской правды” и газеты “Труд”, к миллионному приближается тираж газеты “Известия”. У региональных газет, в отличие от общероссийских, тираж не только не упал, но даже вырос. Рост интереса аудитории к региональным изданиям печатной и электронной прессы – характерная тенденция нашего времени.

В целом же в мире издается около 10 тыс. только ежедневных газет. Ежегодно печатается 10 млрд книг. Потенциальной аудиторией радио является все человечество, в его распоряжении полтора миллиарда радиоприемников. Телепрограммы может принимать три миллиарда человек. Парк телевизионных приемников приближается к миллиарду штук.

Безусловно, полноценная жизнь современного человека невозможна без разветвленной системы средств массовой информации. Профессиональная журналистика выступает как эффективное средство совершенствования общественной жизни. Весь процесс исторического развития журналистики шел по пути все большей демократизации: от папирусов и пергаментных летописей к изобретению бумаги и печатного станка, от рукописных “Курантов” к их многочисленным потомкам в виде современных газет, от глашатая на площади к рупору громкоговорителя и радиоприемникам, чутко ловящим не знающие границ голоса всех стран и народов, от люмьеровского киноаппарата к вездесущей телекамере, способной, по словам С. Эйзенштейна, “прямо и непосредственно пересылать миллионам слушателей и зрителей художественную интерпретацию события в неповторимый момент самого свершения его, в момент первой и бесконечно волнующей встречи с ним”.

У профессиональной журналистики замечательные перспективы. Вот почему нашей профессии остро необходимы грамотные, опытные, честные и принципиальные люди, в совершенстве владеющие журналистским мастерством.

  1. задание.  Изучи материал по ссылкам

http://17.59209s046.edusite.ru/p2aa1.html

                  http://evartist.narod.ru/text8/49.htm

  1. задание. Подумай. Напиши ответы на вопросы. Ответ посылать по адресу

nii.irina@vail.ru

-  Какую страну можно назвать прародительницей журналистики?

- Кто изобрёл книгопечатный станок?

- Какое издание издавалось во времена Пушкина? 

-   Кто создал радио?

-  Кто, по мнению историков, ввел термин «журналистика» в русский язык?

 

Категория: занятия по журналистике | Добавил: irina257347
Просмотров: 1416 | Загрузок: 31
Всего комментариев: 0
avatar