Главная » Файлы » занятия по журналистике

Уроки журналистики для учащихся, обучающихся на дому или для тех, кто отсутствует на школьных занятиях по состоянию здоровья.
[ Скачать с сервера (100.0 Kb) ] 09.11.2014, 16:27

Занятие  10 (4/11)

Репортаж

  1.  задание. Прочитай.

Репорта́ж — сообщение с места событий. Жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий и подразумевается, что репортёр является очевидцем или участником описываемого. Автор репортажа — необязательно действующее лицо события (хотя может и быть им, например, в материалах типа «репортер меняет профессию»), но он всегда — активный наблюдатель и комментатор действия. События в репортаже не инсценируются (как иногда принято думать), а воспроизводятся во всей их полноте. Иными словами, репортаж — жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора — очевидца или участника события.

Марина Леско считает, что в жанре репортажа выступил библейский Хам, рассказав с позиции очевидца о своём отце. Термин происходит от французского «reportage» и английского «report»: общий корень — латинский («reporto» — передавать). Репортажи обычно подразделяются на телевизионные и газетные, хотя на самом деле могут прозвучать по радио, быть опубликованы в журналах и/или интернет-изданиях.

 

К какому типу журналистских жанров можно отнести репортаж? Теоретики отвечают на этот вопрос по-разному. Например, А. А. Тертычный утверждает, что репортаж все-таки склоняется к художественно-публицистическому жанру, так как при создании репортажа «используется метод наглядного изображения действительности, но как самоцель, а не средство обобщения или „оживления“ текста».

А вот С. М. Гуревич выделяет репортаж как один из информационных жанров, хоть и не отрицает его «родство с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими)».

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E5%EF%EE%F0%F2%E0%E6

    Репортаж - жанр журналистики, дающий оперативное наглядное представление о событии через призму мировоззрения автора, его участника или очевидца. В основе репортажа лежит использование метода наблюдения, и, следовательно, присутствие журналиста на месте действия является обязательным. По сути дела, репортаж – это поэтапное фиксирование автором результатов своего наблюдения. Журналист, чтобы написать репортаж, должен следить за тем, как развивалось событие, определять ключевые моменты, фиксировать поведение людей, участников или очевидцев события.

       Основные признаки жанра:

1. Наглядность (складывается из использования «сенсорных деталей»: звуков, красок, запахов). Репортаж воссоздает картину события, при этом репортажное время можно разрывать. Не нарушая движения рассказа от начала события к его концу. Репортаж не пишется с чьих-то слов. Это рассказ очевидца.

2. Динамичность повествования достигается разделением события на этапы (поэтапное развитие действия, наличие фабулы, завязки, основного действия, кульминации и развязки). Тому же способствуют различные элементы репортажного стиля – «ритмические образы» события («Саша Бобошко оживлял окрестности переливами баянных мехов», «низкий гул шёл, как из динамика какой-нибудь рок-группы», «стрелки часов на стене магазина томительно медленно продвигались к 5 утра»), «ритмические слова» (р-раз! стук-стук, ах, бум-бум-бум, бац) и др.

3. Информативность: максимальная насыщенность деталями: выражения лиц, мимика, одежда участников, а также их речь и поведение («в нашем длинном коридоре появился седовласый дядечка, серьёзный и спокойный, с хозяйственной сумкой в руках»); кроме того, журналист должен описать окружающую обстановку. Находить точные сравнения («и вот прибор для определения экстрасенсорных способностей включен в розетку, будто обычный чайник»), реплики и эпизоды позволяют создать эффект сиюминутности происходящего (« Только шахтер закончил зловещий рассказ, как над головой что-то стрельнуло, и мимо нас пролетел железный болт от крепления штрека.

 - Порода сверху давит: конструкции не выдерживают. Кого-то из нас могло и не стать, - спокойно замечает мой начальник Григорий Фёдорович. – Такой болт каску запросто прошибет».

      4. Автор в репортаже – активное действующее лицо, в этом жанре ему позволено демонстрировать собственные суждения и эмоции, вызванные происходящим.

Грамотно написанный репортаж должен вызывать у читателя «эффект присутствия» (словно он находится в том месте, которое описывает автор) и «эффект соучастия» (читатель проникается эмоциями автора или героев репортажа). Репортаж – жанр фабульный, текст пишется обязательно от начала события к его завершению, время в репортаже дискретно, прерывистый его характер объясняется тем, что журналист останавливается на самых ключевых, знаменательных моментах.

Виды репортажа

В современном репортаже с успехом могут сочетаться как информационные, так и аналитические и публицистические начала. Именно по этой причине и возникают определенные сложности не только с оценкой функциональных особенностей репортажа, но и с его внутрижанровой классификацией.

Задача классификационного построения репортажа видится том, чтобы, во-первых, более четко определить предметно-тематическую заданность различных видов репортажа; во-вторых, охарактеризовать задачи, стоящие перед репортером, в-третьих, выявить основные авторские методы отображения действительности.

  1. задание.  Изучи материал по ссылкам

http://jointhejoy.ru/content/zhanry-zhurnalistiki-reportazh

http://kgu-journalist.ucoz.ru/publ/zhanry_zhurnalistiki/osnovnye_osobennosti_reportazha_kak_zhanra_zhurnalistiki/6-1-0-75

  1. задание. Подумай. Напиши, репортаж  для школьной газеты.

(репортаж выслать  по адресу nii.irina@mail.ru)

 

Занятие  11 (11/11)

Интервью

  1. задание. Прочитай.

Интервью - особый информационный жанр журналистики, представляет собой диалог корреспондента и героя публикации. Иначе интервьюера и интервьюируемого. (таблички, попробуем произнести)

Интервью - жанр оригинальный, в связи с этим оно и оформляется особым образом. Тогда как заметка, расширенная информация несколько схожи (вопросы, подробности). В интервью вы записываете свой вопрос и дословно ответ героя. Но структура интервью включает и другие компоненты.

Виды интервью (классификация)

- Информационное. В полной мере интервью получится информационным, если и интервьюер и герой будут делать акцент на вопросах: что? где? когда?

- Аналитическое. Если интервьюер и его собеседник начнут «разворачивать» ответ на вопросы: почему? с какой целью? что это значит? и пр., то в результате может получиться аналитический материал.

Запомните: ответы информационного интервью не всегда могут быть лаконичными, тем не менее они преследуют одну цель: проинформировать читателя о предмете авторского интереса, а не проанализировать его. Это своего рода анкета.

Структура интервью

Введение (шапка): обычно оформляется курсивом либо полужирным шрифтом. Здесь указывается: информационный повод, тема интервью, обосновывается выбор темы; сообщается фамилия, имя, отчество героя, должность, социальное положение.

Собственно интервью - ваши вопросы, ответы героя.

Вывод, завершение: формулировка основной мысли материала, идеи, ваши комментарии встречи. Этот элемент факультативен. Могут присутствовать и такие элементы интервью: биографическая справка, сообщение о достижениях героя, возможно выделены его мнения по каким-либо актуальным, интересным вопросам. (показать на примерах)

Обязательный элемент интервью - фотография. Фото из семейного архива допускается лишь в том случае, когда вы рассказываете о своем герое, как о человеке. Если же вы беседуете с ним по какому-либо социальному вопросу, выясняя компетентное мнение специалиста (например, с брокером фирмы обсуждаете вопрос зависимости экономики России от курса доллара или с директором Департамента образования Архангельской области о проблемах школы), следует сделать свежий снимок. Следовательно, на интервью всегда берите с собой фотографа.

Как готовиться к интервью?

1. Договориться о встрече в удобное для вас и вашего героя время. Лучше на нейтральной территории. Героя обязательно предупредить о фотографии.

2. Заранее просмотреть информацию о вашем герое, чтобы не попасть впросак с вопросами и расположить его к себе (очень сложно завоевать симпатию человека).

3. Вопросы составляются заранее. Выстраиваются в определенном, логическом порядке. Возможно, во время интервью порядок нарушится, появятся новые вопросы, отпадут уже заготовленные. Здесь главное - держать нить беседы: вы должны вести героя, а не он вас. Помните, что у любого интервью должна быть тема. И вопросы этой теме должны соответствовать.

Возможно также не встречаться лично, а, аккуратно оформив вопросы, передать герою. Затем забрать ответы на них.

4. Завизировать текст у героя, собеседника.

5. Диктофон обязателен, если это личная встреча.

6. Во время интервью ваш собеседник возможно захочет кое-что скрыть. Настаивайте на его ответе. Не нужно переубеждать собеседника, если вы не принимаете его точки зрения.

7. Гете заметил: «Каждый слышит то, что понимает». Чтобы не было ошибок, переспрашивайте, уточняйте. (Помните ли те фразы, которые мы записывали, говоря о достоверности и доверии читателей: «Верно ли я понял...», «Вы сказали, что...»? Какие еще фразы можно использовать? «Согласны ли вы с тем, что...», «Прав ли я, считая...»)

8. Готовясь к интервью, помните еще, что сказал Лорд Морли. «В речи имеют значение только три вещи - кто говорит, как говорит, что говорит. И из этих трех вещей наименьшее значение имеет третье». Это к тому, что в интервью вам надо стараться передать особенность речи, мышления собеседника, раскрыть его перед читателями как специалиста и человека.

http://journ-port.ru/publ/139-1-0-132

  1. задание.  Изучи материал по ссылкам

http://mirsovetov.ru/a/miscellaneous/interview/how-to-interview.html

http://kgu-journalist.ucoz.ru/publ/zhanry_zhurnalistiki/intervju_opredelenie_vidy_struktura_podgotovka_k_intervju/6-1-0-215

  1. задание. Подумай. Напиши  ответы на вопросы

 (ответы  по адресу nii.irina@mail.ru)

- Что лежит в основе интервью?

- Какие виды интервью наиболее известны?

- Чем начинается интервью?

- Чем заканчивается интервью?

- Фразы, которые записывает журналист, говоря о достоверности и доверии читателей:  «Верно ли я понял...», «Вы сказали, что...»? Какие еще фразы можно использовать?

Занятие  12 (18/11)

Очерк. Зарисовка.

  1. задание. Прочитай.

ОЧЕРК.

Понятие «очерк» имеет неясное происхождение. Хотя существует мнение, что к его появлению причастен А.М. Горький, который в одном из своих писем указывал, что исходным в определении текста, имеющего известную литературную форму, как «очерка» является глагол «очерчивать». Среди родоначальников отечественного очерка исследователи российской журналистики называют имена Короленко, Чехова, Успенского и др. В советское время:  Горький, Кольцов, Полевой, Симонов, А.А. Аграновский и многие другие. С точки зрения подготовки очерк один из наиболее трудоемких. Жанровую природу очерка определяет соединение трех начал  социологического, публицистического и художественного. 1. Социологическое - направленность на исследование общественных отношений и проблем. 2. Публицистическое - опора на факт. Художественное - стремление создать достоверную картину действительности с помощью образного мышления, при котором картины, ситуации и явления социально типизируются.

Современному очерку чаще всего свойственна документальная насыщенность, часто  в ущерб художественности. Типичные черты современного очерка: 1. Журналист избирает в качестве предмета отображения типичный для сегодняшней действительности случай. 2. Повествование ведется от лица биографического автора, то есть лица реально существующего. 3. Драматургия произведения строится на классическом для художественных творений конфликте добра, справедливости, закона (с одной стороны) и зла, несправедливости, преступности (с другой стороны).4. Характеры в очерке «рисуются» путем детальной проработки наиболее значимых и эмоционально насыщенных эпизодов, подробного описания фактов.

Портретный очерк. Предмет - личность. Для автора очень важно обнаружить «участок» на жизненном пути героя, который содержит некие неординарные трудности, обладает драматическим характером. Порт. очерк. возникает в результате художественного анализа личности героя, опирающегося на исследование разных ее сторон. Найти полноценный портретный очерк на страницах современной российской прессы довольно не просто. Большинство портретов известных людей возникают чаще всего в результате относительно краткого изложения их биографий или описаний карьеры и некоторых деловых характеристик.

Проблемный очерк. Предмет отображения - проблемная ситуация. По своей логической конструкции может быть сходен со статьей. Как и в статье, в проблемном очерке автор выясняет причины возникновения проблемы, пытается определить дальнейшее развитие, выявить пути решения. Отличие: в проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда не представляется «в голом виде», т.е. в виде статистических закономерностей или обобщенных суждений, выводов и т.п., что свойственно статье как жанру. Проблема в очерке выступает как преграда, которую пытаются преодолеть вполне конкретные люди с их достоинствами и недостатками.

Путевой очерк. Относится к наиболее ранним формам текстов, ознаменовавших становление журналистики. Это объясняется тем, что подобная путевому очерку форма отображения действительности была чуть ли не первой в художественной литературе. А поэтому являлась хорошо освоенной. Авторами, прославившими путевой очерк стали А.С. Пушкин, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, А.А. Бестужев и др. Из всех очерковых форм путевой очерк в наибольшей мере претендует на авантюрность сюжета (первоначальный смысл слово «авантюра»  «приключение»). Подобная авантюрность задается самим характером подготовки данного типа публикации. Поскольку путевой очерк представляет собой описание неких событий, происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия, то и сюжет очерка отражает собой последовательность этих событий, происшествий, встреч, являющихся содержанием путешествия (приключений) журналиста. Путевые очерки могут преследовать самые разные цели. Так, главным для журналиста может стать показ того, как в разных городах, районах, через которые он проезжает, решается какая-то одна проблема (например, как государство заботится об инвалидах).

http://jyrnalistedu.ru/gurnal/115-xudozhestvenno-publicisticheskie-zhanry-zhurnalistiki-i-tendencii-ix.html

ЗАРИСОВКА

Зарисовка - обобщение фактов и описание обстановки. Короткий, живой и образный рассказ о своих впечатлениях.

  1. задание.  Найди в Интернете другие определения и признаки зарисовки как журналистского жанра. 
  1. задание. Напиши зарисовку для школьной газеты.

Ссылки, заметку и таблицу пришли по адресу nii.irina@mail.ru

Занятие  13 (23/11)

Статья

  1. задание. Прочитай.

Статья́ — это жанр журналистики, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления, прежде всего с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе.

Такому жанру, как статья, присуща широта теоретических и практических обобщений, глубокий анализ фактов и явлений, четкая социальная направленность[источник не указан 1862 дня]. В статье автор рассматривает отдельные ситуации, как часть более широкого явления. Автор аргументирует и выстраивает свою позицию через систему фактов.

В статье выражается развернутая обстоятельная аргументированная концепция автора или редакции по поводу актуальной социологической проблемы. Так же, в статье журналист обязательно должен интерпретировать факты (это могут быть цифры, дополнительная информация, которая будет правильно расставлять акценты и ярко раскрывать суть вопроса).

      Передовая статья выражает точку зрения редакции по самому актуальному вопросу в данный момент. Передовая статья помогает правильно ориентироваться в проблемах общественной жизни, реагирует на самые актуальные вопросы.

     Основные требования: актуальность темы, глубокое раскрытие и обоснование выдвигаемых задач, конкретность и лаконичность обобщений, выводов, аргументов.

      Передовые статьи могут быть:

общеполитическими — публикуются в связи с знаменательными датами, событиями;

пропагандистскими — раскрывают перспективы созидания, осуществление тех или иных идей;

оперативными — отражают наиболее актуальные на данный момент политические и хозяйственные задачи.

     Теоретико-пропагандистская – на примерах конкретных ситуаций дается научно-теоретическое объяснение текущих событий. В таких статьях анализируются теоретические аспекты экономики, политики, литературы и искусства.

     Проблемная статья рассматривает актуальные политические и идеологические проблемы. Для проблемной статьи характерно: постановка, обсуждение путей решения проблемы, вопросов общественной жизни. Этот вид статьи требует от журналиста глубокого изучения избранной проблемы, большой компетентности, твердой позиции в отстаивании собственной точки зрения, а также доказательства.

Иногда такие статьи носят дискуссионный характер. В них излагается несколько точек зрения на какую-либо проблему.

       Информационно-повествовательная — материал располагается в последовательности, которая, как правило, соответствует их временному или пространственному развитию, свершению.

       Информационно-описательная — публикуются либо в связке с информационно-повествовательной либо отдельно от неё. В статье данного вида, информация излагается таким образом, чтобы у читателя составилось представление о предмете описания в целом, а также о его составных частях, отдельных свойствах и признаках.

  1. задание.  Изучи материал по ссылкам

http://old.vostrove.ru/learn/jur/index.htm

http://cyberleninka.ru/article

http://kgu-journalist.ucoz.ru/publ/zhanry_zhurnalistiki/statja_kak_zhanr_i_vidy_stati/6-1-0-95

  1. задание. Прочитай статью по ссылке. Определи, к какому виду статей она относится. Ответь на вопросы.

(ответы по адресу nii.irina@mail.ru)

http://cyberleninka.ru/article/n/hramy-teleskopy

Эта статья опубликована в журнале «Наука и жизнь»

В каких журналах могли бы опубликовать следующую  статью.

http://infoculture.rsl.ru/donArch/home/news/dek/2009/04/2009-04_r_dek-s3.htm

Занятие  14 (30/11)

Эссе

  1. задание. Прочитай. Сравни.  Напиши в чём разница определений эссе. Какое определение помогло тебе понять суть эссе?

     Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции.

      Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы (в пародийной русской традиции «взгляд и нечто»). В отношении объёма и функции граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой — с философским трактатом. Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, нередко антитетичность мышления, установка на интимную откровенность и разговорную интонацию. Некоторыми теоретиками рассматривается как четвёртый, наряду с эпосом, лирикой и драмой, род художественной литературы.

   https://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%F1%F1%E5

        Эссе (с французского еssai — «попытка, проба, очерк» ) — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Это новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, имеющее философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или беллетристический характер.

Жанр эссе предполагает свободу творчеству. Вся его прелесть в том, что автор может написать любые свои размышления на абсолютно любую тему. Эссе — это размышление над какой-нибудь проблемой. Поэтому в эссе допускается полемика с другими авторами (их точкой зрения) . Цитировать других авторов можно, но умеренно и к случаю. Эссе — это абсолютно самостоятельная работа, написанная собственным стилем и языком, поэтому, чем меньше цитат, тем лучше.

На первом плане эссе — личность автора. Его мысли, чувства, отношения к миру становятся основой для сочинения. При написании эссе могут возникнуть трудности. Это и подборка темы, и стиль написания, и нестандартный взгляд на какую-нибудь проблему.

√ Кроме этого, чтобы написать эссе, надо знать отличия в стиле эссе:

 * образность;

 * афористичность;

 * парадоксальность.

√ Для передачи личности восприятия, освоения мира автор эссе:

 * привлекает многочисленные примеры;

 * проводит параллели;

 * подбирает аналогии;

 * использует всевозможные ассоциации.

√ Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности:

 * метафоры;

 * аллегорические и притчевые образы;

 * символы;

 * сравнения.

√ Эссе будет выглядеть богаче и интереснее, если в нем присутствуют:

 * непредсказуемые выводы;

 * неожиданные повороты;

 * интересные сцепления.

По речевому построению эссе — это динамичное чередование полемичных высказываний, вопросов, установка на разговорную интонацию и лексику.

√ Специфика жанра эссе:

 * заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого;

 свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в «пестром кружеве» размышлений автора. В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных сторон;

 * если в сочинении на литературную тему должно преобладать рациональное сочетание анализа художественного произведения с собственными рассуждениями, то в эссе — ярко выражена авторская позиция;

 * Если в традиционном сочинении приветствуются индивидуальные особенности стиля и языка автора сочинений, то в эссе индивидуальные авторский стиль — требование жанра.

   http://otvet.mail.ru/question/36845548

Эссе - очерк, раскрывающий какие либо проблемы, на основании размышлений человека и оформленный в свободной форме.

http://www.maam.ru/obrazovanie/esse

  1. задание.  Изучи материал по ссылкам

http://www.rdfo.ru/?menu=Essay

http://www.rusarticles.com/texnologii-statya/kak-napisat-esse-1103755.html

http://lingvist.ucoz.ru/index/0-30

http://kgu-journalist.ucoz.ru/publ/zhanry_zhurnalistiki/khudozhestvenno_publicisticheskij_zhanr_ehsse/6-1-0-78

  1. задание. Напиши эссе по публицистике Д.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» (ответы по адресу nii.irina@mail.ru)

Попробуй  рассуждать о духовных ценностях опираясь на Первое письмо «Большое в малом».

Категория: занятия по журналистике | Добавил: irina257347
Просмотров: 768 | Загрузок: 13
Всего комментариев: 0
avatar